Маленькие хитрости из простой бумаги (рекомендации для педагогов и родителей) |
Оригами | |||
Автор: Смирнова Наталия Николаевна | |||
02.01.2014 07:41 | |||
Ребенок- маленький дизайнер, который творит по законам красоты и гармонии. Он старается сделать свою поделку привлекательной, прочной, аккуратной, выразительной. Малыш приобщается к чудесам природы и мира, созданного руками людей, учится понимать и ценить прекрасное; при этом сам активно при этом сам активно стремиться к созиданию. Основная задача взрослого состоит не том, чтобы научить ребенка мастерить конкретного зайчика или котика (это, как известно, просто способствует формированию ручных умений и навыков при воспроизведении образа), а в том, чтобы дать обобщенные способы изготовления, усваивая которые ребенок сам смастерит множество поделок, проявляя при этом неистощимую фантазию и выдумку. Взрослые должны не только передать ребенку определенные знания и сформировать ручные умения, но и научить его учиться, максимально используя собственную познавательную активность, способность к самообучению; умение организовывать свою поисковую деятельность, находить новые знания и осваивать их. Игрушки из бумаги Важное значение имеет развитие у ребенка конструктивных возможностей, умения планировать, действовать руками, преобразовывая свой замысел в изделие. Вспомнив вместе с детьми свойства бумаги, картона; способы складывания из нее различных фигур, приемы сгибания и скручивания, мы обогащаем опыт ребенка, закладываем и сохраняем в памяти тактильные ощущения и впечатления. При помощи складывания, сгибания бумаги в различных направлениях можно добиться получения интересных сложных форм. Древняя японская мудрость гласит: "Великий квадрат не имеет предела!" Бумага- это своего рода конструктор, который можно формировать бесконечно. Предложите детям выполнить поделки своими руками: -изделия из полос: пингвин, заяц, лебедь и т. д. -изделия из объемных фигур: конус- мышь, ягода; куб- собака, кошка, лев; цилиндр- заяц, змей Горыныч, уточка, лиса и т. д. -комбинированное конструирование из бумаги: плоскостные фигуры и объемные- ягодка, верблюд и т. д. -полу плоскостные изделия : панно, различные настенные композиции -елочные украшения. Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук Кроме развития художественного вкуса, эстетического восприятия всего прекрасного, работа с бумагой, картоном развивает и укрепляет мелкую мускулатуру пальцев рук. Несколько ниже перечисленных игр и упражнений с бумагой помогут детям лучше усвоить правила работы над изделием из бумаги: -складывание из бумаги фигур методом «оригами» -отрывание небольших кусочков бумаги от целого, составление мозаики -вырезывание по контуру и без контура симметричных, несимметричных форм; вырезывание из бумаги, сложенной пополам, гармошкой (новогодний хоровод, орнамент из листьев и т.д.) -скручивание бумаги в разных направлениях, образование объемных фигур -перебирание и сортировка кусочков цветного картона -собирание «бумажных бус» -рисование комканой бумагой. Учим стихи- развиваем пальцы «Сложим из пальцев» Сложим из пальцев ворота, замочек, Горку, канавку, мостик, заборчик. (пальцами обеих рук выполняем фигуры по тексту) Мы пальцы согнули, соединили- Высокую горку из пальцев сложили. (пальцы обеих рук плотно прижаты друг к другу, показываем горку) Пальчик за пальчиков встал, распрямился. Мизинец к мизинцу- забор получился. (ладони раскрыты, лежат на столе, внутренней стороной вверх) Пальчик за пальчик, крючок за крючок, Вот получился из ручек замок. (выполняем «замочек») Но вот постучался тихонечко кто- то. Смотрите- открыты для гостя ворота. (раскрываем ладони) Через канавку построим мы мостик, Чтобы легко проходить было гостю. (показываем «мостик») «Ягодное лукошко» С ветки ягодки снимаю (левая рука согнута в локте, поднята на уровне лица. Кисть опущена (палъцы- «ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку«снимаем ягоды».) И в лукошко собираю. (руки сложены «горсткой») Ягод- полное лукошко! Я попробую немножко. (левая рука «горсткой», правой «берем ягоды щепоткой») Я поем еще чуть- чуть- легче будет к дому путь. Я поем еще малинки. Сколько ягодок в корзинке? (считаем ягоды на раскрытой ладони указательным пальцем) Раз, два, три, четыре, пять...Снова буду собирать! (левая рука согнута в локте, поднята на уровне лица. Кистьопущена (палъцы- «ветки».Правой рукой (пальцы собраны в щепотку «снимаем ягоды».) Литература: 1. М.И. Нагибина Из простой бумаги мастерим как маги. Издательство "Академия развития", 2000. 2. И. Лопухина Речь, ритм, движение. Издательство "Дельта", Санкт- Петербург, 1997.
|