Влияние оригами на развитие речи детей дошкольного возраста |
Оригами | |||
Автор: Мельникова Ирина Анатольевна | |||
13.07.2022 07:18 | |||
Влияние оригами на развитие речи детей дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев…» В. А. Сухомлинский В.М. Бехтерев в своих работах точно подметил, что «движение рук тесно связано с речью и её развитием». В работах В.А. Гиляровского отмечалось, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики». Речь один из показателей интеллектуального развития, она представляет собой одно из проявлений психической деятельности человека и выполняет сложную функцию общения между людьми.
В наше время актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста, у таких детей нарушены компоненты речевой функциональной системы, а именно лексико-грамматический, фонетический и фонематический строй речи. Развитие и совершенствование речи зависит от сформированности моторики пальцев рук. Сначала развивается мелкая моторика, а затем появляется артикуляция слогов. Если моторика пальцев не развита, то задерживается и речевое развитие детей. Одним из видов деятельности, которое помогает развивать точность и координацию движений, а также воздействовать на интеллектуальное развитие детей является оригами. Оригами — это искусство складывания бумажных фигур из квадратного листа специальной прочной и гибкой бумаги без ножниц и клея, помогающее развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста. Работы с оригами являются любимыми для детей и выполняются ими с радостью и энтузиазмом, им нравится яркий цвет бумаги, получающиеся объемные фигурки, относительная простота изготовления достаточно сложных образов. Во время занятий оригами дети учатся не только работать с бумагой, но и развивают пространственное воображение, учатся удерживать внимание на предмете работы в течении длительного времени. С использованием оригами на занятиях развивается устная речь ребенка, становится красивой и грамотной, дети начинают свободно общаться между собой и со взрослыми. С применением оригами можно не только работать с бумагой, но и изучать русские обряды и сказки, петь, играть сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора. Фигурки выполненные детьми в технике оригами, дополняют занятия, иллюстрируют их. Та или иная фигурка может сочетаться с загадками, стихами, прибаутками. На регулярных занятиях с применением техники оригами у детей происходит тренировка пальцев, которая ускоряет процесс функционального созревания мозга. В процессе складывания фигур из бумаги у детей расширяется и развивается словарный запас, они узнают много нового. Дети знакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник, диагональ и т. д.), с ориентацией в пространстве (понятия – лево, право, нижний правый или левый угол), с названиями геометрических фигур, закрепляют знания о цветах, учатся делить целое на части. Изготовляя игрушки способом оригами, у детей развивается диалогическая речь. Во время занятий с детьми ведутся беседы, во время которых с детьми обсуждаются различные вопросы, например, какую игрушку сейчас делаем? какой угол надо загнуть следующим? Как ты будешь играть с этой игрушкой? каким цветом игрушка? и т.д. Также развивается монологическая речь, дети учатся описывать сделанную игрушку, вспоминают и рассказывают сказки с её участием. Кроме этого дети отвечают на вопросы — с какого звука начинается название игрушки, сколько слогов в названии, какой первый слог и т. д. Помимо этого улучшается грамматический строй речи – словоизменение и словообразование. Таким образом применение техники оригами в работе с детьми играет важную роль, не только расширяет кругозор детей, но и помогает сделать рывок в развития речи, улучшить произношение и обогатить словарный запас.
|