Техника оригами как форма коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи. |
Оригами | |||
Автор: Малышева Анна Александровна Охундадаева Иродахон Махамадаминовна Шарыпова Алена Алфеевна | |||
23.05.2022 11:45 | |||
Техника оригами как форма коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить нп тренировку его пальцев. Важная роль развития речи, развития интеллектуальных и мыслительных процессов, развития движений пальцев рук и тела, определяет необходимость целостного и комплексного подхода к ребенку с общим речевым недоразвитием, что реализуется в логопедической группе детского сада. Необходимо параллельно с логопедической работой проводить с детьми занятия по развитию их внимания, памяти и навыков конструирования как из строителя, так и из бумаги. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать пальцы по отдельности, развивая подвижность большого пальца, умение работать щепотью, но остается при этом интересным игровым видом деятельности, не дающим детям скучать и предлагающим простор для фантазии. По значимости для развития детей оригами можно поставить на первое место. Искусство оригами является для ребенка прекрасной развивающей игрой. Элементы оригами используются как методический прием на любом занятии в соответствии с темой недели, в свободное время.
При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления игрушек был разделен на ряд последующих операций:
Важно во время применения любого из приемов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей дошкольного возраста нужно оперировать такими терминами, как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В этом возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрытие понятийной стороны терминов и их усвоение и умение применять в деятельности. Для создания мотивации используем игровые приемы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяем художественное слово. Для достижения положительных результатов в развитии ребенка невозможно ограничиться только работой в группе. В рамках данного направления на базе МАДОУ «Детский сад №59» работает кружок «Бумажная фантазия», дети с удовольствием посещают его, ведь они становятся маленькими волшебниками, преображая простой квадрат в животное, птицу, машину, ракету, цветы и многое другое. Вместе с детьми были изготовлены фигурки для настольного театра «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Колобок». Используя такие игрушки, можно разыгрывать не только сказки, но и многие другие произведения (стихотворения, песенки потешки и др.), а также придумывать сюжеты своих сказок. Работая с бумагой, дети становятся усидчивыми, внимательными, движения рук становятся более уверенными, т.к. при выполнении любой работы требуется сосредоточенность и собранность. Помимо этого, у детей формируется цветовосприятие, развивается зрительное восприятие, развивается моторика рук. В результате постоянно работы с данной техникой улучшается мелкая моторика рук, расширяется словарь, что способствует развитию связной речи детей, совершенствуются навыки общения. Если на первом этапе внедрения этой технологии дети затруднялись объяснить свои действия, то впоследствии они могут рассказать, как выполняется работа, придумать небольшой рассказ о своей поделке, дать совет товарищу. Занятия оригами настолько просты, доступны и интересны, что их можно использовать не только в коррекционной работе, но и предложить родителям в семейном кругу, вместе с ребенком сделать поделку, потому что для изготовления поделок необходим лишь листок бумаги. Совместное изготовление фигурок оригами принесет радость и детям, и взрослым. Систематические занятия с ребенком оригами – один из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
|