Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР Лексическая тема: «Насекомые». |
Познание | |||
Автор: Итюменева Татьяна Сергеевна | |||
27.10.2021 16:17 | |||
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР Лексическая тема: «Насекомые». Воспитатель: Итюменева Татьяна Сергеевна Цель: сформировать у детей представления о насекомых. Задачи: Обучающие: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, строении, способах передвижения, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.
Материалы и оборудование: игровые персонажи: Лунтик, гусеницы-Вупсень и Пупсень, иллюстрации насекомых, оформление лесной полянки (муляжи насекомых, цветы, пеньки), 2 обруча, шарики, корзина, дидактические игры: четвертый лишний, разрезные картинки насекомых.
Форма организационной деятельности: подгрупповое занятие. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычный день. Посмотрите, сколько гостей собралось у нас в группе. Давайте поздороваемся с ними. Дети: Здравствуйте. Воспитатель: Дети, но это не все гости, которые пришли к нам на занятие. Еще к нам пришел один необычный малыш. Попробуйте отгадать, кто это. (Звучит аудиозапись из мультфильма «Лунтик». «Я родился») Дети: Лунтик. Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, Лунтик хочет с вами познакомиться, поиграть и рассказать много интересного о своих друзьях. (дети знакомятся с Лунтиком) Но, посмотрите, у него в лапках записка, на которой что-то написано… (Воспитатель читает запись) «Приглашаю ребят на лесную полянку». (дети встают, проходят на полянку, садятся на пенечки). Воспитатель: Вот мы и пришли, садитесь на пенечки. Посмотрите, как здесь красиво, сколько цветов. (Звучит аудиозапись «Звуки леса, насекомых») Ой, посмотрите, какой-то конверт под цветочком. (Воспитатель берет конверт, читает запись на конверте. «Ребятам от Лунтика») Посмотрим, что нам Лунтик приготовил. (Воспитатель читает письмо). «На поляне живут много разных обитателей. Хотите узнать кто они? Для этого нужно отгадать загадки». 1. У нее четыре крыла, тело тонкое, словно стрела. И большие, большие глаза, называют ее... (стрекоза) 2. Этот маленький скрипач Изумрудный носит плащ, Он и в спорте чемпион, Ловко прыгать может он... (кузнечик) 3. Красный маленький комочек, На спине немного точек, Не кричит и не поет, А по листику ползет... (Божья коровка) 4. Все жужжит, жужжит, жужжит, Над цветком она кружит, Целый день, словно юла, А зовут ее... (пчела) 5. Растянул он свои сети, Даже муха не заметит - Попадется «на крючок», А поймает … (паучок) 6. Злой усатый Бармалей Гонит из дому гостей. (таракан) (дети находят на «лесной полянке» насекомых, которых отгадали. Берут в руки, ощупывают, рассматривают) Воспитатель: Дети, как одним словом можно назвать всех? Дети: Насекомые. Воспитатель: Насекомыми их называют потому, что у них есть на туловище насечки, у всех насекомых тело рассечено на голову, грудь и брюшко. Практически у всех насекомых по 6 лапок. Посчитайте, сколько лапок у вашего насекомого. (дети считают лапки) Ребята, оставляем насекомых на полянке, проходим на стулья. (На столе разложены изображения насекомых. Ребята садятся на стулья.) Воспитатель: Дети, попробуйте найти на столе картинку с насекомым, которого отгадали именно вы. Прикрепите картинку на доску. (дети выполняют задание). Ребята, как вы думаете, где живут насекомые? (ответы детей). Насекомые живут везде: в траве, земле, воде, в цветах, на деревьях. А как они передвигаются? Дети: бегают, прыгают, летают, ползают. Воспитатель: У насекомых есть враги? Дети: Да, птицы. Воспитатель: Ребята, вы знаете как насекомые спасаются от врагов? Почему кузнечик зеленый? Почему жук коричневый? Зачем им нужна такая окраска? (Дети высказывают свое мнение). Чтобы защититься от врагов, спрятаться. Божья коровка может выделять жидкость белого цвета, которая плохо пахнет и этим отпугивает врагов. А еще она может замереть и притвориться мертвой. Воспитатель: Дети, много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят? Дети: Насекомые опыляют растения, делают мед, являются кормом для птиц. Воспитатель: Много насекомых это ведь и плохо, как вы думаете, почему? Дети: жужжат, мешают спать, кусаются, жалят, листики кушают. Воспитатель: Насекомые переносят разные болезни. Ребята, как вы думаете, чем питаются насекомые? Дети: нектаром, листьями растений. Воспитатель: Ой, ребята, Лунтик хочет что-то сказать. (взрослый подносит игрушку к уху. Лунтик «говорит» взрослому. Взрослый передает детям) Лунтик забыл сказать, что «пришел к Вам не один, а со своими друзьями — гусеницами: Вупсенем и Пупсенем. Но друзья куда-то спрятались. Нужно их найти. Дети, давайте подумаем, где могут быть гусеницы? Что они любят? Что кушают? (ответы детей). Нужно быстрее их искать, пока они нам все цветы не съели. (дети встают и идут искать гусениц в группе). Молодцы! Всех нашли. Поставьте их на стол, рядом с Лунтиком. Ой, ребята, посмотрите, в лапках у гусениц тоже есть записки для Вас. (воспитатель читает первую записку-задание от гусениц) «Ребята, мы случайно разрезали картинки с насекомыми и перепутали их. А теперь, не можем собрать и понять какие это насекомые. Помогите нам, пожалуйста». Воспитатель: Дети, поможем гусеницам? Дети: Да Дидактическая игра «Собери картинки» (дети садятся за столы, в парах собирают разрезные картинки). Воспитатель: Ребята, кто у Вас получился? (ответы детей: бабочка, божья коровка, паук, жук). Дети, устали? Поиграем? Встаем на полянку. Физминутка «Муравьишка» Муравьишка потянулся, Раз нагнулся, Два нагнулся. Руки в стороны развел Ветку, видно, не нашел. Чтобы ветку нам достать, Надо на носочки встать. Воспитатель: Дети, давайте прочитаем вторую записку от гусениц (взрослый читает). «Ребята, помогите муравью сделать запасы» Подвижная игра «Запасливый муравей» (На полу на ковре два обруча, в которых лежат мячи, посередине корзина — «Муравейник». Дети делятся на две команды и передают из рук в руки мячи из обруча в корзину). Воспитатель: Какие молодцы! Помогли муравью, справились с заданием. Ребята, у гусениц осталась последняя записка. Давайте узнаем, что там написано. (воспитатель читает последнюю записку) «Посмотри на картинки и скажи, что здесь лишнее» Дидактическая игра «Четвертый лишний» (Дети садятся на стулья. Каждый получает по картинке. Воспитатель спрашивает у каждого ребенка, что лишнее изображено на его картинке и почему). Воспитатель: Ребята, а кто друзья у Лунтика? (дети перечисляют). Как их можно назвать одним словом? Дети: Насекомые. Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие с Лунтиком. Нашим гостям пора возвращаться на свою полянку. Дети, вам понравилось занятие? Что нового узнали?
|