Столбова А.А., воспитатель МАДОУ Белоярского района «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский Развитие познавательных процессов через использование технологии «Сказочные лабиринты игры» Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. Игра способствует развитию, обогащает жизненный опыт, готовит ребенка для успешной деятельности в дальнейшей жизни. Развивающие игры - помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребёнку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. Одной из таких является технология «Сказочные лабиринты игры», представляющая собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использование развивающих игр Вячеслава Валерьевича Воскобовича.
Методика «Сказочные лабиринты игры» представляет собой поэтапное включение ребёнка в авторские развивающие игры с постепенным усложнением образовательного материала. Центром игрового пространства является «Фиолетовый лес», который может быть нарисованным или сделанным из картона, ткани и других материалов. Цвет выбран неслучайно, он создаёт мистическую, таинственную атмосферу. Лес населён сказочными персонажами, которых объединяет сказка. Она вводит ребенка в «необыденный» мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям. Сказка помогает взрослому организовать ненавязчивое обучение детей в развивающей игре. Таким образом, технология решает следующие задачи: • Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности. • Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества. • Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала. • Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятий, звукобуквенных явлениях. • Развитие мелкой моторики. Особенности "Сказочных лабиринтов игры" таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. Организуя игровую, познавательную деятельность дошкольников через знакомство с развивающими играми В. В. Воскобовича, я, прежде всего, включила в привычную для детей обстановку персонажей героев технологии «Сказочные лабиринты игры». Знакомство с игрой проходит в форме выполнения заданий того или иного персонажа, который поселяется в группе и становиться полноправным участником любых видов детской деятельности. Но однажды (когда дети овладеют несколькими играми, приобретут навыки конструирования, научатся совместной деятельности) их любимый герой пригласит детей в Фиолетовый лес, в котором происходит много различных чудес. Для эффективного решения образовательных задач по технологии «Сказочные лабиринты игры» очень важно оснастить группу хотя бы одним комплектом игр и игровых пособий. Все игры и пособия концентрируются в одном месте – «интеллектуально-игровом центре». Одним из вариантов оформления может быть «Фиолетовый лес», «населенный» персонажами сказок. И совсем не обязательно все это покупать. Все игры легко сделать своими руками из доступных материалов. Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи. На коврике "Ларчик" можно творить чудеса собственными руками. Специальные приспособления крепко как репейник, удерживают на игровом поле карточки. К игре добавляются приложения "Забавные буквы", "Забавные цифры", "Разноцветные веревочки", "Разноцветные липучки", "Эталоны цвета", "Буквы, цифры». Применение коврографа способствует развитию мелкой моторики, ориентировки в пространстве, развитию внимания, памяти, мышления, творческих способностей, тактильной чувствительности, стимулирует речевое развитие ребёнка. Технология "Сказочные лабиринты игры" является чисто игровой технологией (авторские сказки; большое количество предметных игр, направленных на различные аспекты детского развития - математика, конструирование, подготовка к чтению; совместные игры детей и взрослых), и это является ее отличительной особенностью. Сами игры Воскобовича интересны по нескольким причинам • Возрастной диапазон: Одна и та же игра интересна и трехлетке и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей. · Многофункциональность: С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач: сначала нужно из деталей головоломки составить и придумать сказочный мир, в это время ребенок незаметно для себя запоминает и узнает цвет, развивает память и мышление, мелкую моторику, внимание. · Творческий потенциал: Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. · Сказочная огранка: Методические сказки, которые содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов. Эту авторскую игровую технологию Вячеслав Воскобович назвал «Сказочные лабиринты». · Образность и универсальность: Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Все игры обращены к главному участнику - ребенку. Качественная реализация технологии «Сказочные лабиринты игры» невозможна без определения уровня развития детей. Например, дети в течение двух-четырех недель знакомились со свойствами предметов, играли с различными играми: «Чудо-крестиками», «Прозрачным квадратом» и др. После этого проводится «диагностическое» занятие в форме развлечения или игры. Если дети хорошо освоили материал, то трудностей не возникает. Ожидаемые результаты: -дети осваивают цифры и буквы, счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости; -умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца; -умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять; -у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение; -хорошо развита мелкая моторика рук. Список литературы Математическое развитие дошкольников: вопросы теории и практики. Курс лекций. М.: “Владос”, 2003
Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В. Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж- ИП Лакоценин Н. А., 2012
Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. СПб. : ООО «Детство-пресс», 2010
Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. М.: Линка – пресс, 2006
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
|