Конспект с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Свойства воды» Репина Надежда Михайловна Воспитатель ГБДОУ № 77 Московского района г. Санкт – Петербурга Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация» Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой. Задачи: 1. Образовательные -закрепить знания о круговороте воды в природе
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность 2. Воспитательные: - воспитывать умение действовать в коллективе. - воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу. 3. Развивающие: - учить анализировать,принимать решения; иметь свое мнение. - развивать логическое мышления; - стимулировать познавательную активность детей. Материалы и оборудование: Картинка «Круговорот воды в природе» На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, баночки пластиковые. Медальки( капелька воды) облако с наклеенной загадкой. Ход занятия: Организационный момент: - Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим о природе,о том что все взаимосвязано и все в ней нужное.Но наш с вами урок будит посвящен одному из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь. В морях и реках обитает Но часто по морю летает, А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (вода) - Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. Основная часть. - Как вы думаете, для чего земле нужна вода? - Воды тратится очень много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды? - Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ+ демонстрация). Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю. - Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная? Опытно-исследовательская деятельность. - Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? - А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная).Это вода чем то напоминает нам море. Там водичка тоже соленая - А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая).В многих странах такую воду пьют чтобы поднять настроение. - А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса) - Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем. - А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно что нарисовано на картинке?
- Значит вода какая? (прозрачная).
- А теперь давайте перельём воду из стакана в эти «розетки». Что произошло? (вода приняла форму, в которую её перелили)
- Имеет ли вода определённую фору? (нет)
Ребята, почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё пресную воду?
Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море.
- Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.
Физминутка.
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз-это брасс,
Одной, другой-это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности?
Опытно-исследовательская деятельность.
- Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т.е с водой из-под крана), лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)
Заключительная часть.
- О каком веществе мы сегодня с вами говорили?
- Какие свойства есть у воды?
- Ребятки мне понравилось наше занятия. За ваше внимание я хочу подарить вам медальку капельку, которая будит напоминать о сегодняшнем увлекательном занятии
|