Использование технологии экспериментирования при формировании целостной картины мира у детей дошкольного возраста «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто их них об этом помнит» Антуан де Сент-Экзюпери Значимость и уникальность детства признаются многими деятели науки, культуры, образования. Об этом говорили и писали выдающиеся отечественные психологи А.Н.Монтьев, А.В.Запорожец, польский педагог-гуманист Я.Корчак, французский писатель А.де Сент-Экзюпери и др. В начале ХХ в. прогрессивные педагоги выражали надежду на то, что предстоящее столетие станет веком ребенка, в котором основные потребности детей займут достойное место среди основных идей цивилизации и смогут воплотиться в жизнь.
Модернизация системы образования во многом обусловливает необходимость и возрастающую потребность в обеспечении доступности, расширении вариативности и повышения качества дошкольного образования. Несмотря на то, что государственный заказ на воспитание и образование дошкольников давно определен в основополагающих законодательных актах РФ (а именно, Конституции РФ-ст.38,43; Законе РФ «Об образовании»), современное российское общество только подошло к пониманию и осознанию того, что дошкольное образование полноправно выступает первой ступенью образования в целом. Проблема организации дошкольного образования в настоящее время приобретает особую актуальность. Это обусловлено сложившейся демографической обстановкой, социальными условиями, а также уровнем развития научного знания и ростом практического опыта. Результатом служат изменения, происходящие в области нормативно-правовой, образовательной, экономической политики страны. Дошкольное образование вступает в новую стадию своего развития. Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемого в процессе воспитания и всестороннего развития детей на своих занятиях, является экспериментирование. М.Монтесорри отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком». Следовательно, такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенка, но оно было «отодвинуто» особенностями системы образования. Дети по своей природе исследователи, с радостью и восторгом открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все: поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности- вот те задачи, которые я ставлю перед собой в образовании дошкольников. Я почувствовала необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. Возможности такого подхода заложены в развивающей системе обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. В целевых ориентирах ФГОС на этапе завершения дошкольного образования сказано, что ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. И я уверенна, что экспериментальная деятельность относится к той технологии, которая будет результатом получения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка, что очень важно в современном образовании. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами дошкольной организации, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность. Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач: · формирование у дошкольников диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; · *развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств(эталонов, символов, условных заместителей, моделей); · Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; · Поддержание у детей инициативы, самостоятельности, пытливости, критичности, самостоятельности. Занятия с детьми по формированию целостной картины мира я провожу так, чтобы ознакомление с окружающим обогащало чувственный опыт ребенка- учило его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно вязано с развитием чувственного познания- ощущений, восприятия, представлений. Экспериментальная деятельность дошкольника охватывает все образовательные области дошкольного образования: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие. Структура проведения игры- экспериментирования: - постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи); - выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; - проверка гипотез; -подведение итогов, вывод; - фиксация результатов; -вопросы детей. Для положительной мотивации деятельности дошкольников использую различные стимулы :внешние стимулы (новизна, необычность объекта),тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так?), ситуация выбора. После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает туман, ветер, с помощью чего издается звук в магнитофоне, почему очищенный картофель без воды чернеет, яблоко очищенное темнеет; язык после того, как съешь чернику темнеет и многое другое. Я не всегда тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. В свои игры-эксперименты мы приглашаем бабушку Знаю, а она либо дарит нам в группу книгу или подсказку, но чаще всего некоторые детские вопросы становятся темами очередной встречи с ней в лаборатории. В играх- экспериментирование детям нравится быть фокусниками, совершать виртуальные путешествия в цирк и на загадочную планету «Секрет». Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Часто дети являются активными участниками оформления коллажей по изучаемым темам. Взаимодействие с родителями- одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в нашей дошкольной образовательной организации. Для родителей наших воспитанников создается альбом «Наши рассуждалки», в котором я записываю рассуждения детей на различные темы. Создан фотоальбом, в котором находятся фотографии детей с участием в различных опытах-экспериментах. В конце учебного года для дошкольников и их родителей проводится открытое занятие-игра, где дети демонстрируют свое умение думать, рассуждать, быть самостоятельными и инициативными. Реализация идеи экспериментирования опирается на следующие принципы педагогической деятельности педагога: - опора на субъектный опыт дошкольников, который используется в качестве одного из источников обучения; - актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков; - индивидуализация и дифференциация обучения предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности; - системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивая результатов, а также создание целостности знаний об окружающем мире; - организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения; - креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей. Следует отметить, что результативность будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога, его развития инициативы и творчества, от его стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить идее инновационного опыта. «Оптимизм, настойчивость и успешность!»- вот девиз педагога в совместном с воспитанниками поиске истины. Литература: 1.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004; 2. Иванова А.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004; 3. Маневцева Л.М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003; 4. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005.
|