Подготовила воспитатель I квалификационной категории Ковалева Светлана Николаевна, муниципальное бюджетное образовательное учреждение №54 «Искорка», г. Набережные Челны, 11 февраля 2014г. Тема: Итоговая НОД Группа: подготовительная Вид НОД: интегрированная НОД – «Познание» (формировании элементарных математических представлении)/ Формирование целостно картины мира Цель: систематизация знаний детей о сложении и вычитании чисел, временных представлений, представлений о планетах солнечной системы. Задачи: Образовательные: - закрепление знаний прямого и обратного счета в пределах 20
- сложение и вычитание чисел (приемы присчитывания и отсчитывания по одному, по два при решении арифметических задач) - формулирование арифметического действия и способ его выполнения - систематизация знаний в названии месяцев, времен года, дней недели, времени суток - проверить умение составлять целое из частей и называть каждую дробную часть; - учить решать логические задачи: (интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация» «Социализация»); - уточнить представление детей о солнце, солнечной системе, планетах и космических объектах; - активизировать словарь детей словами: планеты, Солнечная система, звезды, созвездия, Меркурий, Венера, Плутон, Марс. Юпитер, Земля. Луна
Развивающие: - развивать личность ребенка: внимание, память, творческое воображение - продолжать развивать способность к общению, взаимопониманию, критически оценивать свои знания - развивать наглядно – действенное, наглядно-образное мышление, логическое мышление через формирование операций логического мышления(сравнение, анализ, синтез, конкретизация, обобщение). (интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация» «Коммуникация»); - способствовать формированию развития речи, умению аргументировать свои высказывания - расширить кругозор. - развивать навыки познавательной деятельности - продолжать выработку умения произвольного контроля своего поведения (интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация» «Коммуникация»); - развитие межполушарного взаимодействия, крупной и мелкой моторики; (интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»);
Воспитательные: - формирование мотивов учения - стремление сдержаться, проявить терпение, настойчивость - воспитывать интерес к математическим занятиям (интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация» «Коммуникация»);
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физкультура». Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей (Рената, Нурлан) Используемые методы: 1.Словесные: астрономическая считалка, беседа, вопросы, доклад «Планеты солнечной системы», словесные инструкции к играм, речевая физминутка, анализ, индивидуальные ответы детей. 2.Практические: дидактические игры - «Математический экзамен», «Планеты на орбите», «Часть и целое», «12 месяцев», «Придумай задачу по картине», «Веселые задачки», «Часики», «Волшебное дерево», «Молчанка»; логические задачи, ребусы, кинезиологическое упражнение - «Кулак-ребро-ладонь», слушание «Космическая музыка», «Звуки природы», оздоровительные игры-упражнения «Рисуем солнышко», «Покорители космоса», электронная физминутка для глаз. 3.Наглядные: рассматривание плаката «Планеты солнечной системы», картинок на решение задач, модель числовой прямой, «волшебного» дерева на ковролине, картинок – ребусов, картинка для электронной физминутки для глаз. Длительность: 30 мин. Схема рассаживания детей: А) работа с раздаточным материалом б) во время игр и релаксации о о о о о о о о о о о о о о о о о о Материал к занятию: 1.Демонстрационный: иллюстрация «Придумай задачу», модель числовой прямой, картинка – ребусы, цветные конверты с заданиями, «волшебное» дерево на ковролине. плакат «Планеты солнечной системы» 2. Раздаточный: карточки-задания, цифры, знаки на каждого ребенка, «монитор», картинки планет, карточки с часиками, простой карандаш, цветные карточки для самоанализа на каждого ребенка, пригласительные билеты, медаль участника конференции. - круги (3) в виде планет, поделенные на равные части (10, 6, 3) (Рис.6);
3.ТСО – аудиозаписи: - «Космическая музыка» - «Звуки природы» - электронная физминутка для глаз.
Ход НОД (звучит космическая музыка) В. Ребята, в нашу группу пришла телефонограмма. Вас приглашают на конференцию юных астрономов. Вот пригласительные билеты (показывает билеты). - Астрономия – это наука о … (о Вселенной, о строении и развитии космических тел). В. Да, правильно, в частности, астрономия изучает Солнце, другие звёзды, планеты Солнечной системы и их спутники. Мало найдется на земле людей, которые не замирали бы в восхищении перед величественной картиной звездного неба. Глядя на это сияющее и переливающееся великолепие, невольно задаешься вопросами: что там? Как устроены эти далекие миры? Есть ли там живые существа? На эти и на многие другие подобные вопросы отвечает наука астрономия. Астрономы изучают Солнце, планеты Солнечной системы и их спутники, астероиды, кометы, метеориты, межпланетное вещество; звёзды, туманности, межзвёздное вещество, галактики и многое другое. - Конференция - это … (крупное собрание, совещание для решения научных и других проблем). Чтобы попасть на конференцию, надо показать свои знания по математике. Астрономы должны очень хорошо знать математику, ведь им приходится иметь дело не только со звездами и планетами, но и с цифрами и числами. Начинаем математический экзамен. 1.Игра «Математический экзамен» 1.Цифра – это (знак числа) 2.Соседи числа 7? 3.Обратный количественный счет до 10? 4.Прямой количественный счет до 10? 5.Сколько дней в неделе? (7) 6. Какое число больше 8, но меньше 10? (9). 7.Порядковый счет до 10? 8.Счет десятками? 9.Сравните числа, поставьте знаки «больше», «меньше», «равно». 10.Решите примеры на сложение и вычитание. В.Игровое испытание для вас - игра «Молчанка». 2.Игра «Молчанка» В.Эти числовые молчаливые звездочки предлагают вам поиграть в игру «Молчанка». Приготовьте математические веера. Я буду молча показывать число, а вы будете молча прибавлять или вычитать число, которое показывает звездочка и найти ответ на математическом веере. Будьте внимательны. (воспитатель показывает число, дети делают действие вычитания или сложения в зависимости от знака на числовой звездочке). Молодцы. Проходите в зал заседаний. Прошу занять места. У нас очень большая программа, мы должны много успеть, поэтому надо сидеть тихо, не отвлекаться, выполнять все быстро, слушать внимательно задания. Приглашаю первого докладчика – это юный кандидат астрономических наук Якушина Полина. 3.Первый доклад «Планеты солнечной системы» Реб. Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой. Планеты не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца. Каждая планета вращается по своей собственной орбите. Первая, самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. За земной год Меркурий успевает обежать вокруг Солнца четыре раза. Вторая от Солнца планета – Венера. Венеру называют утренней или вечерней звездой, потому что она видна на небе то утром, то вечером. Венера светится как горный хрусталик и очень красива. Земля - единственная в Солнечной системе планета, на которой есть все условия для жизни животных и людей - воздух, вода. Земля средняя по размеру планета, она находится не слишком близко к Солнцу. Спасибо за внимание.
В.Спасибо за доклад. 4. Беседа воспитателя «Цветные планеты» В. Развитие астрономической науки и техники позволило увидеть цвета планет солнечной системы. Давайте вспомним (показывает картинки). Меркурий - планета серого цвета. Венера - желтовато-белая. Земля – голубая или светло-синяя. «Красная планета» - Марс или красно-оранжевая. Юпитер оранжево-желтый с присутствием цветных полос. Сатурн – бледно-желтый. Светло-голубой цвет у Урана. Планета зеленоватого цвета Нептун. Плутон имеет светло–коричневый цвет. У меня есть яркие, красочные конверты. Все задания в цветных конвертах посвящены планетам солнечной системы. Первое задание от планеты Марс. Возьмите синие квадраты – это ваши мониторы для изучения планет. 5. Игра «Планеты на орбите» В.Будьте внимательны, мы ведем наблюдение за космическими объектами и телами. Положите перед собой монитор, найдите на своём столе разные планеты. А сейчас, выложим вид космического неба на мониторы. В верхнем левом углу мы наблюдаем за Солнцем, в правом нижнем углу появилась планета Марс, в левом нижнем углу – Юпитер, а в правом верхнем углу планета Земля. (Дети выкладывают планеты на своих мониторах – листах) - Ваня, выведи картинку с планетами на большой экран. - Ребята, проверьте, у всех ли такой вид на мониторе. Молодцы. 6.Игра-упражнение «Рисуем солнышко» (проработка шейных позвонков) В. Давайте нарисуем носом солнышко, вокруг которого по своим орбитам вращаются все планеты (дети носом рисуют в воздухе солнце). В. Новый конверт зеленого цвета (открывает конверт) – что это? (Звучит космическая музыка). 7. Игра «Часть и целое» В.Я слышу сигнал SOS. Планета Нептун просит помощи. В планету попал метеорит, и она раскололась на части. Части разлетелись в космосе и смешались с другими частями космических тел, комет, астероидов. Внимание, задание от планеты Нептун: собрать планету из восьми одинаковых по размеру частей (дети собирают планету из восьми частей). - На сколько частей раскололась планета? (8) - Покажите 1/8 часть планеты. Все части одинаковы? Молодцы. В. Я приглашаю нового докладчика – это юный кандидат астрономических наук Карева Рита. 8. Доклад «Планеты солнечной системы» (второй ребенок) Реб. Я изучала планету красного цвета. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но я убедилась в том, что они ошибаются. Жизни на Марсе нет. Пятая планета от Солнца называется Юпитер. Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета Солнечной системы из жидкости и газа. Эта планета совсем необитаема, потому что на ней лютый холод. Сатурн – шестая планета, на ней очень холодно. Эти кольца состоят изо льда и камней. Седьмая планета – Уран. Сорок лет длится там день, потом сорок лет ночь. Восьмая планета - Нептун, а девятая – Плутон. Это самые холодные планеты Солнечной системы. Спасибо за внимание. В.Спасибо за доклад. А сейчас Нурлан расскажет нам астрономическую считалку – в ней присутствуют все девять планет Солнечной системы. Причем в порядке удаления от Солнца. 9.Астрономическая считалка «На Луне жил звездочет» Реб. На Луне жил звездочет, Он планетам вел подсчет: Меркурий – раз, Венера – два-с, Три – Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, Восьмой – Нептун, Девять – дальше всех – Плутон… Кто не видит – выйдет вон! В. Молодец. 10.Игра-упражнение «Покорители космоса» (звуковая и дыхательная гимнастика, регуляция кровяного давления) (звучит космическая музыка) В. Представьте, что однажды вы полетите в космос и увидите все планеты в галактическом пространстве. Представьте, как мчится корабль, как шумит двигатель. Наберите воздух в легкие и на выдохе тяните звук «а-а-а» сколько сможете, поднимая вверх правую руку. Медленно опустите.
В.Конверт белого цвета от планеты Венера. Нужно ответить на вопросы и сделать новое задание. 11.Игра «12 месяцев» В.Наша планета Земля совершает оборот вокруг солнца за один год. Прошу вас ответить на вопросы: -Сколько месяцев в году? -Назовите зимние месяцы? -Назовите летние месяцы? - Назовите весенние месяцы? - Назовите осенние месяцы? В. Перед вами карточки с кружочками – это месяцы года. Возьмите карандаши и зачеркните по порядку: - месяц декабрь - месяц январь - месяц май - месяц июнь. Посмотрите образец (показывает образец). У всех так получилось? Кто ошибся? Молодцы.
В.В коричневом конверте задание от планеты Плутон – придумать задачу по картине. Алена, придумай задачу по этой картинке. 12. Игра-задание «Придумай задачу по картинке» Реб. (показывает картинку). Кот Васька поймал на речке 8 рыбок. На обед он съел 6 рыбок. Это условие задачи. Вопрос: сколько рыбок осталось коту на ужин? Решение: 8-6=2 (выкладывает на доске). На ужин осталось 2 рыбки. Это ответ. В.Спасибо, Алена.
В.Новое задание от планеты Уран. Сейчас мы будем решать задачи в стихах. 13.Игра-задание «Веселые задачки» В. Перед вами варианты решений, вы должны найти и показать правильный ответ. На доске будет составлять задачи Настя. 1) Пять ворон на крышу сели, Два еще к ним прилетели. Отвечайте быстро, смело: Сколько всех их прилетело? (5+2=7) Покажите мне ответ. Каким действием решается задача? 2) У домика утром Два зайца сидели И дружно веселую песенку Пели. Один убежал, А второй вслед глядит, Сколько у домика Зайцев сидит? (2-1=1) Покажите мне ответ. Каким действием решается задача? 3) На качели, на качели В зоопарке звери сели. Два пятнистых леопарда Солнцу улыбаются И со старым добрым львом Весело катаются. Сколько всего зверей? (2+1=3) Покажите мне ответ. Каким действием решается задача? У Насти все верно. Прочитай решение Настя. Кто сделал - проверяйте. Молодцы.
В. Я слышу как тикают часы. Нас приглашает на физминутку планета Меркурий Вставайте. Альбина, проведи физминутку с юными астрономами. 14. Физминутка «А часы идут, идут…» Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт. А в часах сидит кукушка, У нее своя избушка. Прокукует птичка время, Снова спрячется дверью, Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. Повернемся мы с тобой Против стрелки часовой. А часы идут, идут, Иногда вдруг отстают. А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! Если их не заведут, То они совсем встают.
Молодцы. Садитесь. И задание от планеты Меркурий в сером конверте. Я буду называть время, а вы найдете часы, которые показывают это время. 15. Игра – задание «Часики» В.Земля вращается вокруг своей оси за сутки. Сколько часов в сутках? (24 часа). Найдите часы, которые показывают: - ровно 9 часов - ровно 6 часов - половина второго. Молодцы.
В.Наша планета Земля самая красивая. Здесь очень красивая природа и много цветов. Сейчас мы увидим красивую картинку о нашей планете и сделаем гимнастику для глаз 16. Электронная физминутка для глаз (звучит музыка) В.Послушайте, как гремят раскаты грома, стучат капли дождя. Дождь поливает эти цветы. Глазами двигайте по картинке вверх-вниз (5-6 раз), вправо-влево (5-6 раз) от цветка к цветку в медленном темпе. Смотрим на нос, потом на картинку на мониторе (5-6 раз). Молодцы.
В. На нашей планете много рек, морей, полей и лесов. Смотрите, какое красивое дерево. Это необычное дерево – оно волшебное. Листочки на нем появятся, если вы решите хитрые задачи. Нужно найти листочек с правильным ответом и повесить на дерево. В этом конверте хитрые задачи от планеты Земля. 17.Игра «Волшебное дерево» (решение нестандартных задач) 1) Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 килограмма. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг) 2) У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1 внучка Маша) 3) Купила продукты на 1 рубль, заплатила 2 рубля. Сколько дадут сдачи? (1 рубль0 4) На дереве сидели 4 птицы – 2 воробья, остальные – вороны. Сколько ворон? (2 вороны) 5) Стоит в поле береза. На березе три ветки. На каждой ветке по одному яблоку. Сколько всего яблок? (Ноль – на березе яблоки не растут) (После правильного ответа дети выходят, находят нужный листок и вешают на дерево). В. Вот молодцы, листочки снова выросли. В. Наша конференция подходит к концу. Что мы делали на конференции? Дети: - решали задачи - делали задания на карточках - играли в игру «Молчанка» - делали упражнения - слушали доклады В. А теперь возьмите цветные кружочки и оцените себя. Кто занимался в полную силу, старался, поднимите желтый кружок, кто ошибался, был невнимателен – зеленый, кому было трудно – красный. Сегодня мы не только повторили то, что знали, но и узнали что-то новое. Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой – все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам. Наша конференция закончилась и все вы награждаетесь ценными призами. Молодцы. То, о чём вы говорите, уже не небо, учёные называют это космическим пространством. Оно хоть и безвоздушное, но заполнено звездами, планетами, кометами. Особенно далекие звезды кажутся пылинками, они образуют туманности и Млечный путь, (показ иллюстраций). - Это наша галактика – она называется Млечный путь. Часть Млечного пути – наша Солнечная система, в состав которой входят 8 планет. Все они вращаются вокруг Солнца (показ иллюстрации с изображением Солнечной системы).
|