В условиях реформирования системы Российского образования, перед педагогами дошкольных учреждений очень остро встал вопрос о поиске и использовании в работе новых форм организации образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых. Поэтому мы задались вопросом, как выбрать наиболее эффективную форму организации детской деятельности, которая бы открывала перед педагогом широкие возможности воспитания и обучения дошкольников. Считаю, что значимой является такая технология, которая помогает дошкольникам самостоятельно приобретать знания, умения, способы деятельности и побуждает их выдвигать гипотезы, активизирует стремления к новым знаниям. На мой взгляд, всем этим критериям наиболее полно соответствует метод проекта. Поэтому проектную деятельность рассматриваю как личностно-ориентированное, вариативное обучение, направленное на развитие творчества ребёнка, его коммуникативных умений, навыков поисково-исследовательской деятельности в процессе сотрудничества, которая охватывает образовательные области, режимные процессы, игры, труд и т.д.
В работе с детьми за 3 года были реализованы ряд проектов «Волшебница вода», «И листочки и иголочки», «Необычная бумага». Но остановиться хочу на проекте «Эти крышки волшебницы». Идею использования крышек от пластиковых бутылок подсказал мой сын. Ребенок их раскручивал и закручивал, собирал как мозаику. Я подумала, что яркость и таинственность этого материала очень подойдет к потребностям детей моей группы, к их постоянной готовности удивляться и радоваться. В один из дней принесла крышки в группу. И предложила детям поиграть с крышками. Тогда возникли следующие вопросы: «Как мы будем с ними играть?» и «Что мы знаем о крышках?». Так и возник проект «Эти крышки волшебницы». Целью проекта стало: Создать условия для развития воображения и содействовать интеллектуальному творческому саморазвитию детей, интегрированное использование в воспитательно-образовательном процессе педагогических технологий по ознакомлению дошкольников с крышками. Для достижения поставленной цели наметили ряд задач: Развивать творческие, познавательные, интеллектуальные способности детей. Создать единое пространство, развивающую образовательно-интеллектуальную среду в условиях детского сада, стимулирующую познавательную активность детей. Подобрать систему обучающих игр для развития творческих интеллектуальных способностей детей, уточнить и расширить знание о крышках и сформировать осознанное понимание их значимости. Разработать систему активного сотрудничества детей, родителей и воспитателей в данном направлении. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Цель: Уточнить и расширить знания детей о предметах окружающего мира (крышках), а также формировать элементарные представления о материалах, из которых изготовлены крышки. Беседы с детьми дома и в детском саду о назначении крышек. Подборка о них материала. Составление объявления для родителей. Рисование схем-макетов, изготовление дидактических игр, сухого бассейна и их описание. Чтение художественной литературы о волшебстве, о превращениях и т.д. («Колёса» В.Сутеева и др.) Родители вместе с детьми выполняли домашние задания: рассматривали крышки, иллюстрации, картинки. Рисование и раскрашивание карандашами трафаретов, выставка детского творчества. Провели семейный конкурс рисунков, игр «Занимательные крышки». ОСНОВНОЙ ЭТАП Цель: Учить пользоваться предметами (крышками) в соответствии с их назначением и приспосабливать их для организации игровой деятельности, развитие интереса к экспериментированию с предметами окружающего мира и познание их свойств. Знакомить детей со свойствами крышек в играх, опытах и экспериментах: «Тонет – не тонет», «Печатки», «Чудесный сундучок», «Собери по описанию, цвету и образцу». Эстафетная игра «Собери цветок». Провести цикл занятий и дидактических игр: «Собери букет», «Укрась салфеточку», «Что лишнее?», «Создай свою картинку», «Мозаика», «Воздушные шары» Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов крышек, изготовление альбома с различными композициями, вовлечение детей в обсуждение по вопросам. Поиск, подготовка и заучивание стихов, загадок, скороговорок о превращениях, волшебстве и т.д. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Цель: Вовлекать родителей в образовательное пространство группы через участие в реализации данного проекта. Провели итоговое занятие «Эти крышки - волшебницы». Оформили альбом «Занималочки», а также выставку для детей других групп и педагогов ДОУ, где были представлены различные поделки из крышек, сделанные совместно с родителями. Разработка проекта помогла выстроить систему работы по познавательно-исследовательской деятельности детей, пополнить предметно-развивающую среду группы дидактическими играми, пособиями для экспериментирования, а также помог сложиться сообществу - педагог, родители, дети.
|