Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья из опыта работы "Развитие интегративных качеств через организацию поисково - исследовательской деятельности"
Познание
Автор: Оксана Владимировна Здоровова   
05.02.2014 18:32

Статья из опыта работы  Развитие интегративных качеств  через организацию поисково - исследовательской деятельностиВ настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач.
Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе, путем выработки у них простейших знаний, умений и навыков, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей.
Главный акцент делается на формирование  у дошкольника интегративных качеств, обеспечивающих ему  в дальнейшем успешное обучение в школе, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Поскольку мы являемся важным звеном в подготовке детей к обучению в школе, нам необходимо знать, на что ориентировать выпускников, насколько меняется подход к обучению в школе, что ожидает в будущем сегодняшних дошколят.
«Новая школа - это школа, где ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому.

Новая школа - это центр взаимодействия, как с родителями, так и с социумом» Цитата: «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения…» Основы этих качеств закладываются и развиваются в дошкольном детстве. Как показывают исследования, эти способности с возрастом падают, что приводит к снижению учебной мотивации, а в дальнейшем к неумению адаптироваться к социальной жизни.   На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, модернизация в образовании и инновации, которые уже внедряются в образовательный процесс и отражены в материалах национальной инициативы «Наша новая школа», и наши дети должны быть к этому готовы.

Федеральные государственные требования к  содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования также определяют итог освоения дошкольником образовательной программы, как наличие у выпускника детского сада интегративных качеств, среди которых выделяются такие качества как: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности); в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе и т.д.. Исследовательская деятельность  может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи, так как она наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения. Известно, что познавательно - исследовательская деятельность как одно из условий развития личности рассматривалась многими исследователями.  Доказано, что исследовательская деятельность способствует развитию мышления (А.В. Брушинский, З.И. Калмыкова, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская), активизации познавательной и творческой деятельности (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, В.В. Оконь и др.), развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом (М.В. Кларин, В.Г. Маралов).     Ставя перед собой цель - формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания  окружающей действительности через организацию поисково – исследовательской деятельности, проведя диагностику и анкетирование родителей, я выявила следующие  проблемы: дети не всегда готовы в своих исследованиях дойти до логического конца,   сделать выводы и умозаключения, а так же  запомнить их и использовать полученный опыт в дальнейшем; исследования детьми предметов и материалов (поисковая деятельность,экспериментирование) осуществляется под руководством и контролем взрослого; знания зачастую даются педагогом (родителем) ребенку в готовом виде, что ограничивает его самостоятельную поисково – исследовательскую деятельность.

Все это требует специальной целенаправленной работы по  организации исследовательской деятельности дошкольников. Поэтому приоритетным направлением в моей работе в период с 2011 года является «Развитие интегративных качеств у детей дошкольного возраста  через поисково – исследовательскую деятельность».  Исходя из поставленной цели, выделила группу задач:

1. Развитие интегративных качеств  ребенка.

2.Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений.

  3.Обеспечить переход от предметно-практического действия к образно – символическому.

4. Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.

  5. Воспитание гуманного, эмоционально положительного опыта, заботливое отношение к окружающей среде.

6. Приобщение родителей воспитанников  к совместной поисково-исследовательской  и проектной деятельности. Для обеспечения системы работы по данному направлению мною был разработан перспективный комплексно-тематический план, созданы элементы развивающей среды: «Центр науки» (он делится: на место для постоянной выставки, на место для приборов; место для проведения исследований; место для неструктурных материалов, таких как опилки, вода, песок и др.), различные коллекции (семян, камней, ракушек, растений и т.д), тематические альбомы, подобрана познавательная литература (хрестоматии, энциклопедии), составлены модели и схемы для рассказывания и описания объектов, дидактические игры поисково- исследовательского содержания ( игры- загадки, игры- путешествия и т.п).«Центр науки» постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте. На участке детского сада мною совместно с родителями  были созданы также  условия для работы поисково – познавательной деятельности: озеленение территории, огород, наличие «Зеленой аптеки», флюгер - самолет,   термометр. В течение учебного года с детьми согласно годового плана регулярно проводились и проводятся беседы, наблюдения, составление описательных рассказов, игры, экскурсии, опыты, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание картин, рисование, аппликация и т.д. Организацию детской поисково-исследовательской деятельности осуществляю поэтапно. Подготовительный этап. На этом этапе на основе комплексно - тематического планирования с учётом потребностей и интересов детейпланирую тему и цель детской поисково-исследовательской деятельности и намечаю план движения к ней (обсуждение с родителями, работа с детьми: к кому обратится за помощью, какое оборудование приготовить ит. д.).  Основной этап. Совместно с детьми решаем поставленные задачи всех мероприятий в основной части проекта (НОД, наблюдения, игры, и т.д.).  Обобщающий, или заключительный этап. Презентация проекта (открытый просмотр  НОД, акция, КВН,  и т.д.).

Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. Я использую такие  моменты как: реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления  и общественные события; специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность; воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям; стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы; организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни и т.д. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение отдаю групповым и подгрупповым  формам работы, так как ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаются детям, поэтому я  часто использую вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение.

Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению.

Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, электронный микроскоп, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.  Намного интереснее не просто послушать  рассказ  воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.  Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью электронного  микроскопа, мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает  маленький естествоиспытатель. Поэтому создала электронную накопительную папку, в которой систематизируется материал: самостоятельно разработанные презентации: «Птицы Сибири», «Животные Сибири» и интернет – ресурсы. Разработала и реализовала такие проекты как: «Чьи это детки?», «Как заяц меняет шкурку», «Овощи как косметика», «Огород круглый год». Совместно с детьми и родителями организовала научно - исследовательскую работу по теме «Покормите птиц зимой». Воспитанники вместе с родителями изготовили своими руками разнообразные кормушки, используя различный материал, а также провели акцию листовок «Покормите птиц зимой». В ходе реализации проекта дети научились вести дневник наблюдений за птицами и анализировать увиденное. Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно -  закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.На практике я убедилась, что исследовательский метод актуален и очень эффективен. Результаты мониторинга свидетельствуют, что дети научились экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать свои творческие способности и коммуникативные навыки в процессе познавательно-исследовательской деятельности, творить и исследовать вместе с родителями.Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению последующей исследовательской деятельности. Два последних года показывают стабильный рост показателей познавательных мотивов моих воспитанников, их любознательности, самостоятельности и т.д..  Для определения уровня сформированности  интегративных качеств дошкольников, использую методику мониторинга, предложенную авторами программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и др.  В ходе целенаправленной, систематической работы по вышеуказанной теме мне удалось достичь следующих результатов  в развитии интегративных качеств моих воспитанников:

   90% моих воспитанников интересуются новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);

     87% задают вопросы взрослому ,

     90% любят экспериментировать;

     69% способны самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности);

     90% в случаях затруднений обращаются за помощью к взрослому;

     88% принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе и т.д.. Таким образом, можно сделать вывод, что познавательно – исследовательская деятельность  положительно отразилась на итогах развития интегративных качеств личности моих воспитанников. Для полноценной и эффективной  включенности  родителей в процесс приобщения детей к исследовательской деятельности провела анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» с целью оказания необходимой им помощи, оформила родительском уголке консультацию на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», подготовила рекомендации «Проведите с детьми дома», провела родительское собрание на тему «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности». Как итог совместной работы стал открытый просмотр занятия-исследования  «Как появились книги?», оформление выставки совместно изготовленных родителями с детьми «книжек – малышек», поделок из природного материала «Осенние чудеса».

Осенью 2012 уч. года в рамках проведения познавательно - исследовательской работы «Покорите птиц зимой» родители и воспитанники моей группы провели одноименную благотворительную акцию, приступили к изготовлению нашей групповой «энциклопедии «Хотим все знать». В процессе работы с родителями над организацией совместной поисково-исследовательской  и проектной деятельности детей были разработаны детско-родительские проекты «Что я знаю о птицах?», «Спаси дерево», ролево-игровой  проект «Азбука здоровья. Удовлетворенность родителей условиями воспитательно-образовательной работы в группе подтверждается результатами ежегодного мониторинга.

 В течение 3-х лет 98% родителей  удовлетворены качеством услуг предоставляемых ДОУ. Повысился процент посещаемости родителями собраний и совместных мероприятий группы и сада (2011г. – 88%, в 2012г.- 91%, в 2013г. – 98% родителей принимали активное участие в жизни группы и сада, в создании предметно-развивающей среды). Родители стали полноправными участниками педагогического процесса в детском саду, повысилось количество семей (97 %), участвующих в различного уровня конкурсах. Информацию о накопленном мною положительном опыте  по теме «Развитие интегративных качеств у детей дошкольного возраста  через  организацию поисково – исследовательской деятельности» представляю педагогическому сообществу не только внутри детского сада «Дельфин», но и  за его пределами. Воспитателям нашего ДОУ подготовила открытый просмотр НОД с элементами исследования «Хотим все знать» (вторая младшая группа), «Путешествие на морское дно» (подготовительная группа), на муниципальном уровне провела открытый просмотр НОД «Полет к Марсу» (старшая группа), консультацию «Развитие у дошкольников навыков  и умений опытно-экспериментальной деятельности». Опыт работы по развитию интегративных качеств дошкольников через организацию поисково-исследовательской деятельности  используют воспитатели старших и подготовительных групп и специалисты нашего ДОУ. Применяя проектный метод в воспитании дошкольников, совместно с музыкальным работником  разработала и реализовала творческий краткосрочный проект «Звук-волшебник». С этим  проектом участвовали в конкурсе проектов нашего дошкольного учреждения и  заняли 1 место.  Разработанные мною конспекты непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования опубликованы в электронном журнале «Педагогическая мир»2011г. - публикация конспекта « Хотим все знать» (Свидетельство № 10798); «Наши зеленые друзья» (свидетельство №32329); 2013г. - научно - исследовательская работа «Покорите птиц зимой». Публикация на сайте СМИ «ЗАВУЧ. ИНФО» –конспект «Хотим все знать» (свидетельство серия В №11173 от 28.05.2012г.). в 2012г. принимала участие в конкурсе «Лучший конспект занятия» на сайте международного русскоязычного социально-образовательного интернет-проекта MAAAM.RU (сертификат №19908-016-014 от 31.10.2012г.); в 2012г. принимала участие в 4-м конкурсе  педагогической олимпиаде «Наука вокруг нас» на сайте «Педагогический мир» с занятием «Хотим все знать» (диплом).  В ближайшее время планирую углубленно работать над темой «Организация детской проектной деятельности».
Используемая литература
1.    Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
2.    И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2005.
3.    Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
4.    Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
5.     Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
6.     Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
7.    Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
8.    Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
9.    Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995г.
10.    Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.
11.    Леонтьев А.Н. «О формировании способностей»/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г.
12.    «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.
13.    А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»/ТЦ «Сфера»,Москва, 2004.
14.    Журналы «воспитатель в детском саду» №10-2009г, №2-2010г., №3-2010г.,№2,4,7,8.-2011г.
15.    Управление ДОУ;4-2004 г., №7-2011г.</p>

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год