Автор: Муленко Валентина Анатольевна, воспитатель МДОУ ЦРР д/с №28 «Красная шапочка» г. Новоалександровск. Описание материала: Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Это конспект познавательного занятия, направленного на развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Программное содержание: 1. Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения. 2. Активизировать речь и обогащать словарь детей. 3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. 4. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Предварительная работа:
Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами. Оборудование: Воздушные шары, полоски бумаги, вертушка, кораблик с парусом, ёмкость с холодной и горячей водой, трубочки, пакеты, мяч, пластмассовая бутылка, апельсиновая корка, долька чеснока. Ход занятия: (Группа оборудована в научную лабораторию для проведения опытов с воздухом.) Воспитатель: Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем мы занимались в течение года? Дети: Экспериментировали , проводили различные опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитом, с растениями, делали открытия, выводы, узнавали что-то новое. Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? Дети: Да! Воспитатель: Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Вам предстоит показать свои знания о свойствах воздуха, показать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого. Распределитесь, кто где будет работать и займите свои места. (дети распределяются, подходят к столам с оборудованием, начинают проводить опыты с воздухом). Воспитатель: Готовы исследователи сделать выводы о свойствах воздуха? (подхожу к первому столику) Воспитатель: Слушаю вас. Ребёнок: Воздух невидим, но его можно обнаружить: - надуть воздушный шарик (показ) - подуть на полоску бумаги (показ) -подуть на парус кораблика (сильно или слабо) Воспитатель: Хорошо, вы доказали нам, что воздух невидим. Спасибо вам! (подхожу к другому столику). Слушаем ваши открытия. Ребёнок: Воздух есть внутри людей и это можно доказать! -возьмём трубочку и подуем в стакан с водой (показ), посмотрите, что происходит. Пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух. Воспитатель: Откуда он взялся? Ребёнок: Он находился внутри нас! Ребёнок: Воздух находится и вокруг нас, его можно поймать (показ) Ребёнок: Воздух бесцветный, но его можно почувствовать. Воспитатель: Как? Ребёнок: Если сжимать пакет руками, то мы почувствуем, что воздух упругий (показ). Можно определить упругость воздуха с помощью мяча (показ). Воспитатель: Спасибо, вы доказали, что воздух бесцветный, находится внутри и вокруг нас (подхожу к третьему столу). Воспитатель: Что ещё о воздухе вы можете рассказать? Дети: Можно опустить бумагу в воду и не намочить её. Воспитатель: Докажите. Дети: Нужно на дно стакана приклеить полоску бумаги, стакан перевернуть горлышком вниз и резко опустить в воду (показ). Потрогайте бумагу. Воспитатель: Она сухая, а почему? Дети: Воздух остался в стакане и не дал воде подняться и намочить бумагу. Дети: А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Что вы видите? Воспитатель: Шарик надулся, а почему? Дети: В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите? Воспитатель: Шарик сдулся, почему? Дети: При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.
Воспитатель: Ребята, вы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Ребята: А я вам докажу, что у воздуха нет запаха! Вы сейчас чувствуете какой-нибудь запах?
Воспитатель: Нет.
Дети: Возьму корочку апельсина и помну её. Чем пахнет?
Воспитатель: Апельсином.
Дети: А сейчас я раздавлю дольку чеснока. Чем пахнет?
Воспитатель: Чесноком.
Дети: Запах передаётся по воздуху.
Воспитатель: Спасибо. Это свойство воздуха тоже доказано.
И так подведём итог.
*Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.
*Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим.
*Воздух бесцветен. Мы видим, что окно белого цвета, а пианино коричневого, а у воздуха цвета нет.
*воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.
*При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Воспитатель:
Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание « юный исследователь» и вручить медали.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.
|