"Путешествие к морскому царю"
Цель: Развитие у детей познавательных интересов. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи: Образовательная. 1.Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, нет вкуса, вода – растворитель. 2.Закреплять первоначальные представления о морях и океанах. 3.Пополнять знание детей о подводном мире и его обитателях. Развивающая. 1.Развивать навыки проведения лабораторных опытов 2.Развивать способность вслушиваться в звуки природы, в мелодию и ритм музыкального произведения, определять его характер, двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки; развивать способность вживаться в образ; 3.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Воспитательная.
1.Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира. 2.Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группах, в коллективе. 3.Проявлять терпение и дослушивать товарища до конца. Интеграция образовательных областей. 1.Физическая культура. 2.Безопасность. 3.Социализация. 4.Познание. 5.Коммуникация 6.Чтение художественной лит-ры. 7.Художественное творчество. 8.Музыка. Словарная работа: Обогащать детей словами: глобус, океан, море, дельфины, осьминог, медуза, краб, трезубец, ракушки. Индивидуальная работа. Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы. Предварительная работа: 1.Беседы на темы: «Океаны», «Моря», «Живые организмы Мирового океана». 2.Рассматривание глобуса, карты мира. 3.Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные». 4.Заучивание стихотворений о море, отгадывание загадок о морских обитателях. 5.Просмотр презентации «Море». Материалы и оборудование: Макет морского дна, фонограмма со звуками природы и музыкальное сопровождение, маски-шапочки Капельки воды, мама – Тучка, солнце изготовленные из бумаги, глобус, одноразовые стаканчики, ложки, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, воронка, салфетка, презентация «Море», ноутбук, магнитофон, ракушки, послание и задания напечатанные на листке, картинки для д/игры «Почистить море», два мольберта на одном рисунок море , на другом мусорный бак, игрушка черепаха, ракушки в подарок, два плаката синего цвета, трафареты морских обитателей, губки, гуашь, влажные салфетки, столы для проведения опытов и рисования. Ход деятельности: Дети проходят в зал .Здороваются с гостями и садятся на стульчики. Вос-ль: -Дети отгадайте загадку: «Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без….. ( воды) –(Дети). Поговорим мы о воде. А хотите я вам расскажу сказку о капельке. (Да) – (Дети). Вы мне в этом поможете. «Жила-была мама –Тучка, и были у нее детки маленькие капельки. Однажды мама-Тучка сказала своим капелькам: - Капельки, вам пора отправиться в путь. (Звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели Капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. (Дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Звучит шум ручья, дети составляют ручейки, взявшись за руки парами). Встретились ручейки и стали большой рекой. (Звучит шум реки, ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу звучит шум океана). Плавали, плавали капельки, а потом вспомнили, что мама – Тучка наказывала им вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме – Тучке. (дети разбегаются, бегут к маме – Тучке, затем садятся на свои места). Вос-ль : - Молодцы ребята! Где встречается капелька воды? Дети: - В капельке дождя, ручейке, реке, море, океане… Вос-ль:- Давайте рассмотрим глобус. Что такое глобус? Дети: - Это наша планета, только в уменьшенном размере. Вос-ль: - Обратите внимание, какую часть на глобусе занимает вода? Дети: - Больше половины. Вос-ль: - Для чего нужна вода? Сможем ли мы без нее прожить? Дети: - Воду мы пьем, купаемся, готовим пищу, в воде живут рыбы, животные, растения. Вос-ль: - Что же такое вода, какими свойствами она обладает? – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории. (Дети проходят к столам). 1 – стол .Определяют прозрачность воды.(Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой. Вывод: Вода прозрачная. 2 – стол. Есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода? Вывод: Вода не имеет запаха и без вкуса. 3 – стол. Опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился. Вывод: Вода – растворитель. Вос-ль: - Итог эксперемента: - вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, нет запаха, без вкуса, растворитель. - Ребята посмотрите на глобус, как много воды, а всю ли её можно пить? Дети: Нет. Вос-ль: - Почему? Дети: - Соленная, грязная. Вос-ль: - Воду можно очистить. Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? Дети: Нет. Одна - чистая, а другая – грязная. Вос-ль:- Чтобы её очисть – я для этого возьму воронку, вложу в нее листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через воронку.Что у нас получается? Дети: - Вода становится чистой. Вос-ль: - А что стало с нашей бумагой? Дети: - Грязная стала. Вос-ль: - Хорошо поработали. А сейчас отдохнем. Ребята, вы умеете узнавать звуки природы? (Да). Давайте попробуем. (Звучит фонограмма. Дети угадывают: шум дождя, звук грозы, пение птиц, шум моря). Вос-ль: - Верно, это шум моря. Посмотрите какое оно красивое. (Вос-ль показывает детям презентацию «Море») Вос-ль :- Дети, а что вы можете сказать о море. Какое оно? Дети: - Красивое, бескрайнее, прозрачное, шумящее, синее, таинственное, сказочное, волшебное… Вос-ль:Нам сейчас о море прочитает стихотворение Кристина. Кристина: Море бывает разным, Черным бывает и красным. Бывает море веселым, Чаще бывает соленным А я люблю синее море С ласковой, нежной волною. Люблю, как рыба, плескаться, Плавать, нырять, кувыркаться. (Вос-ль находит ракушку , а в ней послание). Вос-ль: - Ребята, нам послание от самого морского царя Нептуна. Он нас приглашает в гости. И просит вас ему помочь. У Нептуна беда! Оказывается и у царей бывают неприятности. Его трезубец неожиданно потерял свою волшебную силу. Для того чтобы волшебство вернулось нужно нам опуститься на дно морское и выполнить несколько заданий. Вы готовы? Дети:- Да. Вос-ль: - Тогда начинаем погружение. (Под музыку дети выполняют движения). Вот мы и оказались на дне моря, у морского царя. А вот и первое задание. (Вос-ль достает из ракушки листок). 1.задание. Какие водоемы вы знаете? Дети: Океан, море, река, озеро, ручей, болото, лужа… - Какие из них самые большие? Дети: - Океаны. 2. задание. Какие океаны вы знаете? Дети: - Тихий, Индийский, Атлантический, Северо-Ледовитый. - А вы знаете, почему им дали такие имена? Дети: - Когда мореплаватель Магеллан проплывал по Тихому океану, 90 дней погода была спокойной и он решил назвать Тихим, но позже он убедился, что океан очень бурный и самый непредсказуемый. - Атлантический почему так назван? Дети: - В честь Атланта - одного из самых сильных героев греческой мифологии. - Какой океан самый теплый? Дети: - Индийский , а назвали его так, потому, что он омывает берега Индии, которая в древние времена считалась самой загадочной и диковинной страной, в которой всегда тепло. - Какой океан самый маленький? Дети: - Северо-Ледовитый и назвали его так, потому что он находится рядом с Северным полюсом и большую часть года этот океан дремлет, укрываясь толстым одеялом мощных плавучих льдов.
3. задание. – Какие моря вы знаете?
Дети: - Черное, Красное, Желтое, Каспийское, Белое, Охотское, Лаптевых, Жигулевское…
- Чем отличаются моря от океанов, и чем они похожи?
Дети: - Отличаются размерами, а похожи тем, что вода в них соленая.
4.задание. Надо почисть море от мусора, которое нерадивые отдыхающие оставляют на берегу и бросают в море. ( Два мольберта. На столе лежат картинки, на один мольберт ставим картинку с мусором , а на другой что должно жить в море.)
- Ребята можно загрязнять водоемы?
Дети: Нет.
-Почему?
Дети: - Вода будет грязная, погибнут рыбы и водоросли, можно порезаться….
5 задание. Нужно отгадать загадки.
1.Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки!
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбешкой пляшет
Назови, его дружок
Рыбок друг – (Морской конек)
2.Как плывут они красиво –
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды - (Дельфины)
3.Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо - (Осьминог)
4.Этот белый парашют
Волны к берегу несут
Для нее волна качели
И плывет она без цели
Ни откуда в никуда.
Вся прозрачна как вода. – ( Медуза)
5.Ползет в море паук –
Восемь ног, пара рук
В руках клешни,
В глазах – испуг
Ловко мусор собирает
Дно морское очищает. – (Краб)
Вос-ль : - Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями , и трезубец Нептуна вновь обрел свою волшебную силу. И в благодарность царь морской Нептун прислал вам подарки: «Ракушки».
Нам пора возвращаться. ( Под музыку дети поднимаются из морских глубин на поверхность.)
Вос-ЛЬ : - Ребята давайте свои впечатления о морском путешествии оставим в рисунке.
( Дети подходят к столу. Каждый ребенок берет трафарет морского животного и губкой наносит краску).
Вос-ль: - Ребята давайте покажем нашим гостям какой подводный мир у нас получился.
(Вос-ль и дети читают стихотворение.)
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
|