Проект для детей старшего дошкольного возраста «Вода нужна всегда» |
Познание | |||
Автор: Аниськина Эллина Александровна, Кравченко Елена Евгеньевна, Донец Наталья Викторовна, Бирюк Ирина Алексеевна | |||
18.02.2017 16:25 | |||
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Вода нужна всегда» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 15 «СОЛНЫШКО» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРОМИНСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА СТАРОМИНСКАЯ Ст. Староминская 2017г Участники проекта:
Место проведения исследования – городская квартира.
Сроки проведения исследования: с 27декабря 2016г. по 18 января 2017г. Справка о деятельности коллектива. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что? ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь... Ты — величайшее в мире богатство, но и самое непрочное, которое так легко спугнуть... Но ты даешь нам бесконечно простое счастье». Антуан де Сент-Экзюпери. Вода является важнейшим ресурсом для поддержания жизни и источником всего живого на Земле. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Более 70% поверхности Земли покрыто водой. Вода на поверхности планеты бывает двух видов: соленая и пресная. Площадь морей и океанов – соленая вода на Земле во много раз превосходит площадь всех рек, озер, болот и водохранилищ вместе взятых – пресная вода. Поэтому соленой воды на нашей планете во много раз больше, чем пресной. Её объем составляет 97%, но морская соленая вода непригодна для питья, для приготовления пищи, а также для многих технических производств и в сельском хозяйстве. Запасы пресной воды в мире — около 3% от общего количества воды, в том числе в ледниках, снежниках и полярных льдах сосредоточено 2% всей пресной воды. Таким образом, только 1% воды на планете — пригоден для питья. Она же используется и для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, стирка, уборка, уход за животными. Сейчас каждый шестой человек на планете испытывает нехватку пресной питьевой воды. И ситуация в мире по мере развития урбанизации, роста населения, увеличения промышленных потребностей в воде и ускорения глобальных изменений климата, ведущих к опустыниванию и снижению водообеспеченности, будет только усугубляться. По прогнозам, запасы пресной питьевой воды далеко не безграничны, и они уже подходят к концу. Согласно исследованиям, к 2025 году больше половины государств планеты либо ощутят серьёзную нехватку воды, либо почувствуют её недостаток. Последствия нехватки пресной воды — ухудшение условий жизни и развития заболеваний вплоть до обезвоживания и смерти. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения и нерачительного использования. На основании всего выше сказанного назрел актуальный вопрос рационального использования запасов пресной воды, знание способов очищения. Одной из составных частей работы дошкольного учреждения — работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Только совместными усилиями, опираясь на семью можно воспитать в детях человечность, т.е. доброту, ее высшее проявление – милосердие, ответственное отношение к природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Наша задача в процессе воспитания – дать установку на правильное социальное и экологически грамотное поведение и сформированность у ребят положительного отношения к такому поведению. Проблема: низкий уровень осведомленности дошкольников об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде. Почему же нас в семье заинтересовал вопрос, что же такое вода, в каких состояниях вода находится в нашей квартире и природе, способы ее очищения, как в доступной форме показать ребенку огромную роль воды в жизни человека, используя ее на практике в домашних условиях, о том, как и почему нужно беречь воду возник сам – собой. В одно прекрасное утро, проснувшись, наш сын Максим столкнулся с такой проблемой — в кране отсутствовала вода. Через некоторое время, не удовлетворив свои потребности водой, купленной отцом в магазине, ребенок просто забросал нас вопросами: «Почему нет воды в кране, откуда она к нам течет, что нужно делать нам, чтобы она вновь потекла из крана?» Как говорится в стихотворении Н. Рыжова: Вы, слыхали о воде? Как сосулька замерзает, Без нее нам не умыться, Цель: расширение и углубление знаний и представлений ребенка о пресной воде, ее роли в жизни человека, о способах сбережения и очистки пресной воды в своей квартире. Задачи: 1)Показать неоценимую роль воды в жизни человека. 2) Познакомить ребенка с тремя состояниями воды. 3) Дать представление об использовании воды на практике в домашних условиях. 4) Показать способы бережного отношения к воде. 5) Формировать некоторые обследовательские действия. 6) Развивать познавательный интерес, мыслительные операции, коммуникативные навыки, словарный запас, наблюдательность. Объект исследования: пресная вода, используемая в квартире. Методы:
Результаты первоначального исследования: Работа над проектом началась с модели четырех вопросов: Что мы знаем, что хотим узнать, где это можно узнать, как это можно сделать? Перед началом исследовательской работы с Максимом был проведен опросник, который выявил уровень знаний ребенка по данной тематике. Продолжительность проекта: 3 недели (27. 12. 2016 г. – 18. 012017 г.) Программа действий
использования пресной воды в квартире, способы повторной очистки воды в домашних условиях, способы сбережения воды в квартиреи т.д.) 3. Модель четырех вопросов: Что мы знаем, что хотим узнать, где это можно узнать, как это можно сделать? 4. Проведение исследовательской деятельности: -Вода. Какая она? -Состояния воды. -Точки использования воды в квартире. -Способы вторичной очистки и сбережения пресной воды в домашних условиях. Ход исследовательской деятельности. Вода. Какая она? Мама предложила налить очищенную воду в стеклянный стакан, она льется небольшой струйкой и заполняет его. Предлагает мне понюхать, попробовать на вкус и посмотреть сквозь воду на свои игрушки. Вывод: Чистая вода — бесцветная жидкость, не имеет ни вкуса, ни запаха, она прозрачная. Состояния воды Три состояния воды у нас в квартире. Рис. 1 Максим наливает воду для приготовления пищи. Рис 2. В чайнике кипит вода для чаепития. Рис 3. Из холодильника мы достали мерзлую воду – кусочки льда. Вывод: Вода удивительна еще и тем, что существует она на земле в трех состояниях: жидком (рис. 1), газообразном (пар) (рис. 2), твердом (лед) (рис. 3). Откуда вода попадает к нам в кран? Из беседы с папой я узнал, как попадает вода к нам в квартиру? В поселке Октябрьском Ленинградского района находятся скважины с пресной водой, из которых вода по огромным трубам с помощью насосов попадает на водораспределительную станцию. Там воду обезвреживают: уничтожают вредные бактерии и микроорганизмы. После очистки вода бежит по трубам к нам в квартиру. Вывод: Узнав, как вода попадает к нам в квартиру, я сделал вывод, что много сил было потрачено людьми для постройки водопроводов, очистительных станций, какой длинный путь проходит вода, чтобы открыть кран и она полилась. Использование воды в нашей квартире. В нашей квартире присутствует 5 точек использования воды. Это мойка, стиральная машина, ванная, туалет, раковина. Вся наша семья расходует воду из этих точек каждый день. С папой проверили соединение труб — оно герметичное, все краны новые и ни одна капля воды, не пропадает в нашей квартире зря. Мы решили выяснить, сколько воды расходуется нами на различные нужды и в течение недели, используя приборы учёта водоснабжения, вели наблюдение за расходом воды в доме. Произвели расчеты расходования воды. Вывод: Наша семья расходует водопроводную воду умеренно. Больше всего воды мы расходуем на гигиену собственного тела. Я умываюсь. Чищу зубы. Мою руки. Принимаю душ. В стирке одежды, белья. Помогаю маме. В приготовлении пищи, питье, мойке посуды. Мою фрукты. Мою посуду Среднее количество уходит на поддержание чистоты в нашем доме, полив цветов и на другие нужды. Мою пол. Выполняю влажную убоку. Поливает цветы. Доливаю воду после чистки аквариума. Вывод: Возможность пользоваться в любое время водопроводом – великое благо. Из стихотворения Корнея Чуковского «Мойдодыр»: «Давайте же мыться, плескаться, И в ванне, и в бане, В нашей семье мы все соблюдаем правила экономии воды:
Девиз нашей семьи: «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!» Способы очистки воды. Мы решили проверить чистая ли вода у нас в доме. Налили в прозрачный графин воду из крана оставили её на ночь. Утром на дне не было осадка, вода была чистой. Если вода с осадком или с запахом в домашних условиях её можно очистить с помощью различных фильтров. Пить воду из – под крана нельзя. Ее нужно или кипятить, или пропустить через фильтр. Наливаю воду в фильтр. Папа предложил набрать снега и занести в дом отстоять, а потом, с помощью салфетки отделить крупный мусор. Пропускаю отстоявшуюся воду через фильтр. Весь крупный мусор остался на салфетке. Вода после очистки – прозрачная и её можно использовать для технических нужд. Например, вымыть обувь. Анализ результатов, подведение итогов: После проведённой исследовательской работы с Максимом, был проведен повторный опросник, который выявил, что уровень знаний ребенка по данной тематике значительно вырос. Выявление уровня знаний Анализируя проведённую работу в виде диаграммы, мы можем сделать вывод, что уровень знаний по теме «Вода в доме» у Максима вырос на 67%. Анализ результатов, подведение итогов. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод:
Вывод: В результате проделанной нами работы ребенок осознал неоценимую роль воды в жизни человека. Теперь он знает, что вода в нашей квартире встречается в трех состояниях и для каких целей идет ее использование. Максимом на практике усвоены способы бережного отношения к воде. Мы понимаем, что сформированные исследовательские действия – маленькая капелька в море жизненного опыта, которое формирует личность. У нашего сына развивается познавательная активность, инициативность. Совершенствуется прогнозирующая функция мышления, умение анализировать факты, аргументировать свои суждения и делать выводы. Ребёнок учится рационально использовать пресную воду. Наша вода самая удивительная, самая лучшая и является настоящим кладом для человека, Земли! Воду надо беречь и не растрачивать её просто так. Все погибнет без пресной воды, поэтому в наших силах, просто, уходя из дома всегда закрывать краны. Полезная, нежная, просто безбрежная, В доме встречаешь открытыми кранами, И будем действовать мы осторожно, Матвиенко И. Список используемой литературы
Приложение ПАМЯТКА «Берегите воду»
|