Общение с природой положительно влияет на человека, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей дошкольного возраста. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающему. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими. В ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, гуманно относиться ко всему живому. Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней, поможет уголок природы детского сада, где содержаться комнатные растения и некоторые животные. Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного и животного миров на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходства и различия между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных.
При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного. В процесс е систематического ухода за растениями и животными воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Планируя работу воспитатель должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения. 1-2 младшие группы Временные объекты Осень: а)букеты осенних цветов вазах; б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.) Зима: а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.) б) ветки деревьев и кустов в вазах; Весна: а) ветки деревьев и кустарников в вазах; б) ящики с рассадой; Лето: а) букеты цветов в вазах; Постоянные объекты: 1. Комнатные растения: А) Красиво цветущие, крупнолистные, Б) с типичным строением: стебель, листва, цветы Примерный состав: 1Бальзамин, герань, фикус, аспидистра, китайский розан. 2. Животные: А) рыбки в аквариуме - 1-2 крупные рыбы любого вида (циклиды, бычки, золотые рыбки) Б) Птица в клетке любого вида;
Средняя группа Временные объекты Осень: а)букеты осенних цветов в вазах; б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.) Зима: а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.) б) ветки деревьев и кустов в вазах; Весна: а) ветки деревьев и кустарников в вазах; б) ящики с рассадой; Лето: а) букеты цветов в вазах; Постоянные объекты:
1. Комнатные растения: А) Красиво цветущие, с декоративными листьями; Б) с типичным строением: стебель, листва, цветы; В) два одновидовых растения с ярко выраженной потребностью в воде; Примерный состав:
Бальзамин, аспидистра, колеус, бегонии (вечноцветущая, кленовидная), герань. 2. Животные: А) рыбки в аквариуме - 1-2 крупные или средней величины рыбки, кроме золотых и тех, что были во второй младшей группе (барбусы, тетры, меченосцы и др.) Б) Птица в клетке любого вида; В) Морская свинка в вольере. Старшие и подготовительная к школе группы. Временные объекты Осень: а)букеты осенних цветов в вазах; б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т.д.) в) Поделки детей из природного материала; Зима: а) ящики с посадками (лук, овес и т.д.) б) ветки деревьев и кустов в вазах; в) Экибаны, поделки детей. Весна: а) ветки деревье и кустарников в вазах; б) ящики с рассадой; в) букеты разноцветущих растений (верба, цветы и т.д) Лето: г) букеты цветов в вазах; Постоянные объекты: 1. Комнатные растения 5-6 видов А) растения, имеющие разнообразное строение стебля, листьев; Б) с ярко выраженной потребностью в свете, влаге; В) растения размножающиеся способом черенкования. Примерный состав Колеус, бальзамин, традесканция, плющ, сеткреазия, кливия. 2. Животные: А) набор разновидностей золотых рыбок (обыкновенная, вуалехвост, телескоп и др.) и карась Б) одно наземное животное с ярко выраженными ,присобительными особенностями (черепаха, хомяк и др.) В) один вид декоративных птиц (волнистые попугайчики)
Оформление календарей природы Для закрепления того, что дети наблюдают, служит ведение календаря природы, которую составляют в виде плаката или книжки ширмы. Ведение календаря природы развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Отражение в рисунках сезонных изменений в природе помогает закреплению представлений у детей. Дети при зарисовки природных явлений вспоминают, что видели на прогулке, устанавливают последовательность явлений, выявляют некоторые связи между погодой, жизнью растений и животных.
В первой и второй младшей группе календари погоды не ведутся, но обязательно в уголке природы должна быть кукла одетая по сезону, папка передвижка или кубик, оформленные по сезонам.
В средней группе дети наблюдая погоду, начинают отмечать соответствующими картинками.
В старшей группе ведение календаря усложняется тем, что дети знакомятся с условными знаками для определения погоды: солнечно,пасмурно,дождь,снег, ветер и т.д. В последнюю неделю месяца ежедневно дети сами отмечают погоду в календаре природы В подготовительной к школе группе календарь природы ведется ежедневно каждый месяц, в конце каждого квартала в старшей подготовительных группах состояние погоды сравнивается и анализируется. Оформление дней недели: Понедельник - коричневый Вторник - желтый Среда - сиреневый Четверг - голубой Пятница - зеленый Суббота - розовый Воскресенье - красный Воспитатели групп могут выбрать разные формы оформления календаря природы, нo требования к ведению календаря остаются согласно требованиям программы.
|