Лобанова Елена Александровна Воспитатель МБДОУ №14 детский сад "Сказка" г.Петровск, Саратовская область
Подготовительная к школе группа. Образовательные области: Познание. Коммуникация, художественное творчество. Цель: Продолжать знакомить детей с Солнечной системой. Дать представление о том, что Земля – уникальна и такой разнообразной жизни нет ни на какой другой планете. Задачи: - познакомить детей с экологическими нишами Земли; - способствовать развитию связной речи; - развивать творческие способности детей;
- развивать мелкую моторику рук; - прививать любовь к нашей планете Земля; - создать эмоционально-положительное настроение. Предварительная работа: Беседа о животных, чтение рассказов о животных разных экологических ниш, рассматривание иллюстраций с животными. Материал: карта Солнечной системы, глобус, картинки экологических ниш Земли, куклы-пришельцы, музыкальное сопровождение (песни про пингвинов, белых медведей и др.), цветная бумага, клей, шаблоны слона, обезьяны, тигра, краски, кисти, карандаши, пластилин, листы бумаги, картинки с животными. Ход НОД: Воспитатель: - Ребята отгадайте загадку: Что выше леса, Краше света, Без огня горит? (Солнце) - Посмотрите на карту Солнечной системы. Солнце – это звезда. Солнце такое большое, что Земля может поместиться внутри него. Все планеты вращаются по орбитам вокруг Солнца. Планеты у Солнца танцуют как дети: Меркурий заводит их хоровод, Чуть дальше Венера в пространстве плывет. Встречаем мы Землю рядом с Луной И огненный Марс, что кружит за Землей. За ними Юпитер, их всех великан, И дальше Сатурн в кольцах видится нам. Последние три едва различимы, Мрачны и холодны, но их отличим мы: Уран и Нептун, и кроха Плутон. - Планеты по разному удалены от Солнца: одни располагаются ближе к нему, другие – дальше. Ребята, а какая планета получает больше тепла? (ответы детей) Чем ближе орбита планеты к Солнцу, тем больше солнечного тепла на нее попадает, тем на ней теплее. На Меркурии и Венере намного жарче, чем на Земле. Ребята, а как вы думаете, почему? (ответы детей). Марс получает меньше тепла, чем Земля, а до других планет тепла доходит совсем мало. А какие, планеты получают меньше тепла? (Уран, Нептун, Плутон) От Солнца третья по счету планета, Наша Земля меньше звезды. Но ей хватает тепла и света, Чистого воздуха и воды. Жизнь на Земле – это разве не чудо? Бабочки, птицы, жучок на цветке… Ребята, отгадайте загадку: На ноге стоит одной, Кружит – вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (Глобус) Глобус – это модель Земли. (воспитатель демонстрирует глобус) Дети, наша Земля очень красива! Об этом говорили космонавты, которые видели ее из космоса в иллюминаторы космического корабля. Такой сверкающий голубой шар. Голубой , потому что большая часть планеты занята океанами и морями. (показывает воспитатель) Белый цвет на глобусе – это снег и лед, Антарктида и Арктика. Коричневый цвет – это горы. Желтый – пустыни, зеленый – равнины. Наша Земля разноцветна и очень красивая, потому что она живая: на ней живут растения, животные и много людей. Все они могут жить на планете Земля, потому что имеются подходящие условия: не так жарко и не так холодно, есть воздух – можно дышать, есть пресная вода – можно пить, есть чем питаться. Ребята, посмотрите - это океаны, а кто живет в их водах? (ответы детей) А это леса, кто в них обитает? (ответы детей) А это Африка, ребята, а вы знаете, какие животные живут в Африке? (ответы детей) Стук в дверь. - Ребята, что это? А это телеграмма к нам пришла: неизвестные существа прилетели на НЛО, хотят посетить детский сад, просят помочь им устроится на Земле. Поможем? А давайте мы с вами познакомим инопланетян с животными, которые живут на Земле? Согласны? Мы с вами поделимся на группы(по 3-4чел.): первая группа будут рисовать белых медведей, которые живут в Арктике. «Белые медведи» могут занять свои места. Вторая группа будут лепить пингвинов из пластилина – жителей Антарктиды, «пингвины» проходят на свои места. Третья группа будут рисовать карандашами лесных животных (бурого медведя, лису, зайца, волка). Четвертая группа будет рисовать красками обитателей океана: кита, акулу, дельфина. Пятая группа делает аппликацию по шаблонам, обитателей тропических лесов: слона, обезьяну, тигра. Дети приступают к работе, звучит музыка «Звуки живой природы», воспитатель помогает детям. Ребята, а теперь я вас попрошу встать вкруг со своими животными. Это будет наша Земля. На противоположных местах встанут «пингвины» и «белые медведи» - это у нас полюса. В середине – морские обитатели – здесь будут океаны; по краям животные тропических лесов, пустыни. (все места обозначены картинками, вокруг которых сосредотачиваются дети с животными) Ребята, а теперь подумайте, что вы расскажите нашим инопланетным гостям о ваших животных. (воспитатель приводит гостей – кукол-пришельцев). Пришельцы: Здравствуйте, мы к вам прилетели с Марса, там холодно, нет воды и воздуха, жить совсем невозможно, поэтому мы решили переселиться на другую планету. Полетели сначала на Венеру, но там оказалась такая жара, что мы побоялись сгореть. Решили посетить Землю – здесь условия для жизни подходящие, не знаем только, где поселиться. Воспитатель: не переживайте мы с ребятами вам поможем. Сейчас сядем на вертолет и облетим всю Землю и выясним кто, как живет, а затем вы сами себе выберете место для жизни. (Воспитатель начинает с марсианами облет Земли, останавливаясь по очереди в каждой экологической нише – называет ее обитателей, просит детей рассказать о месте их жизни и о том, как они обитают в этих краях. Воспитатель помогает всем детям рассказывать о своих животных, ведет непринужденный диалог.) Ну вот наше путешествие закончилось, мы с вами облетели всю Землю, много интересного вам поведали. Пришельцы: спасибо вам, Ваша Земля прекрасна! И мы рады будем здесь остаться! А сейчас нам пора, до свиданья! Воспитатель: прилетайте, в гости! Дети: До свиданья!
|