Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад для детей раннего возраста № 41 Составила: Лузянина Л.К. Сборник разработан для детей младшего дошкольного возраста, включает в себя: занятия, игры, стихотворения, загадки, эксперименты с водой. С помощью этого сборника дети узнают о разных свойствах воды. Предназначен для воспитателей ДОУ и родителей.
Предварительная работа: • знакомство с персонажем Капитошкой; • знакомство со свойствами воды: капает, льётся. Задачи: • Образовательные: – активизировать, уточнять и расширять словарь по теме “Вода”; – формировать подражания жестам и речи взрослого; – закреплять правильное, отчетливое произношение звукоподражаний.
Скачать конспект
• Развивающие: – развивать фонематическое восприятие; – развивать зрительное и слуховое внимание; – развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, координацию движений и ориентировку в пространстве; – развивать понимание речи. • Воспитательные: – воспитывать бережное отношение к воде; – воспитывать доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества. Словарная работа: мокрая, капает, льётся, лёгкий, тяжёлый, шарик, мячик, кораблик, кубик, носовой платочек, камешек, уточка. Оборудование: , игрушка Капитошка (изготавливается из воздушного шарика, на котором рисуются глазки и ротик), ребристая голубая доска; бассейн; пинг-понговые шарики; сачки; шумовые разноцветные (красная, зеленая, синяя, желтая) бутылочки; пенопленовые капельки; магнитофон; фартуки, ведёрко, тазики с теплой и холодной водой; маленькие игрушки (киндер-сюрприз); индивидуальные полотенца, капельки-конфетки.
Педагог: Ребята, к нам в гости сегодня пришёл смешной и весёлый человечек. – Ой, кто это? (Под музыку воспитатель достаёт игрушку Капитошку.) Давайте, поздороваемся с ним! Дети здороваются. Педагог обращается к детям от имени Капитошки: – Ребята, здравствуйте, вы меня узнали? Кто я? – Капитошка! Педагог: Капитошка, мы очень рады тебя видеть Педагог: Ребята, Капитошка предлагает нам поиграть с ним, так как Капитошка- маленькая водяная капелька. А давайте с вами сегодня поиграем с водой, но, чтобы нам не замочить свои костюмчики, нужно одеть фартучки. (Детям одевают фартучки) Педагог предлагает детям отправиться в водное путешествие. Педагог. По дорожке пройдись В мире “водном” очутись( дети шагают по ребристой доске на полу) Ой, и правда очутились в водном мире. – Что это такое? (бассейн) – Что в бассейне? (водичка) Ребятки давайте поздороваемся с водичкой Самомассаж : «Пальчики здороваются с водичкой» - необходимо дотронуться до воды поочередно каждымпальчиком, потом одновременно всеми.
Сжимать и разжимать кулачки Шагать пальчиками по воде, выполняя мелкие шажки и «шагать» по воде, сжав ручки в кулачки – большие ножки
Большие ноги шли по дороге.
Маленькие ножки шагали по дорожке. – Педагог: Капитошка, ребята каждый деньтебя встречают,когда умываются и моют руки. Давайте покажем Капитошке, как мы умеем умываться. Игра “Водичка” – координация речи с движением. По показу педагога дети выполняют движения. Буль, буль, буль, журчит водица Все ребята любят мыться Руки с мылом мы помыли. Нос и щеки не забыли. Не ленились вымыть уши. Дружно вытерлись посуше
Капитошка: Да, вы молодцы, умеете хорошо умываться. – Я сегодня с вами хочу поиграть в новую игру, которая называется “Тонет, не тонет”. Чтобы не замочиться, нужно надеть фартуки. Дети подходят к столу, где стоит таз с водой. Педагог: У Капитошки есть волшебный мешочек, в нём что – то лежит! Давайте посмотрим. Вы будете по – одному доставать из мешочка предметы Дети достают предметы.
Игра “Буль – буль” – бросание маленьких игрушек (киндер-сюрприз) в воду. – Что это? (называют игрушки) – Теперь возьмем игрушки, будем их в водичку бросать и говорить “Буль”. Игрушку в воду бросим И “Буль” мы произносим. – Молодцы! Ребятки посмотрите на игрушки – Что они делают? (плавают) Капитошка: Ребята, предлагаю достать те предметы, которые плавают. Я приготовилвам волшебные сачки Возьмите по одному сачку. Проводится игра «Сачки»: – Нужно нам все игрушкииз бассейна выловить и положить в миску. Сачок в руку возьмем И игрушку понесем. – Молодцы, все игрушкивыловили! Дети достают по очереди предметы с поверхности водысачками и называют их: “Я достал мячик”, “Я достал кораблик” и т.д, и складывают в ведерко – Ребята, посмотрите, остались ещё в тазу предметы? (Да, остались.) Игра “Здесь водичка холодненька…” : – А теперь игрушки со дна поднимем сначала из одного тазика, а затем из другого. Какая водичка в первом тазике, а во втором? Здесь водичка холодненька, Здесь – тепленька, Здесь – холодненька, Здесь – тепленька. Педагог: Ребята, но посмотрите, сколько воды на столе! Давайте соберём воду с помощью губки. (Воспитатель раздаёт детям губку) Дети собирают воду с помощью губки в ведёрко. После этого вытирают руки полотенцем Игра “Шумовые бутылочки”. На столе стоят разноцветные бутылочки, которые наполнены водой. Капитошка– А вы, знаете, водичка шуметь умеет. – Что это? (бутылочки) – Что в бутылочках? (водичка) – Потрясите бутылочкой, послушайте, как она шумит. Делайте, как я. Ш-ш-ш-ш – водичка шумит. Дети трясут бутылочкой над столом и произносят звук [ш]. – Молодцы! Игра “Кап – кап”: Педагог. Мы так сильно трясли – трясли бутылочками, что водичка немного вылилась, разлилась, расплескалась в разные стороны и появились капельки на столе. На столе лежат пенопленовые капельки, закрытые салфеткой. На капельку пальчиком нажмем И слово “кап” произнесем. – Молодцы! Музыкальная пауза. – Теперь мы немного отдохнем , закроем глазки, послушаем музыку и отдохнем. Дети занимают удобную произвольную позу на коврике и слушают музыку «водички» (релаксация) Педагог. Ребята, вам понравилось играть с водичкой? (Да.) – Что мы сегодня узнали нового и интересного? (Водичка бывает теплая и холодная, а предметы тонут и плавают, водичка умеет шуметь). – Капитошке очень понравилось, как выиграли с ним, дружно отвечали на вопросы, выполняли разные задания и за это Капитошка дарит вам своих маленьких друзей –капельки-конфетки. Вот они какие – весёлые, озорные! Спасибо тебе, Капитошка, за подарок!
Игры с водой
Водяная мельница Педагогический замысел: учить детей координировать движения обеих рук; развивать зрительно-двигательную реакцию детей; формировать у детей навык скоростного режима при выполнении игрового задания; учить детей экспериментировать с не прерывным и дискретным множеством; уточнить свойства и качества воды. Оборудование и материалы: стол-ванна без воды (используется одна емкость), пластмассовая игрушка-мельница, кувшин объемом 0,5 л, ведро с водой, пластмассовые палочки, цифры из мягкого полимера, полотенце.
Игра-экспериментирование «Ветер и лодочки» Взрослый дает каждому ребенку лодочку, предлагает пустить их в озеро. Дети изображают ветер, дуют каждый на свою лодочку. Таким образом создается ситуация для экспериментирования: можно ли дуть на свою лодочку, не определив всем вместе направление ветра? Сначала дети выполняют это действие без договоренности о том, в какую сторону они будут дуть. Ситуация анализируется. Дети определяют направление ветра, то есть начинают дуть синхронно в одну сторону. Затем взрослый предлагает детям поменять направление ветра. Если дети не могут самостоятельно до говориться о направлении ветра, то взрослый помогает им. В ходе этой игры взрослый обращает внимание на формирование правильного (диафрагмального) дыхания. По окончании игры дети вытирают руки и ложатся на коврики-полотенца, звучит спокойная мелодия, дети закрывают глаза о направлении ветра, то взрослый помогает им.
Собери большие и маленькие камешки Ребенок и взрослый подходят к столу-ванне, наполненной водой. В ванне находятся большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ребенку достать сначала большие камешки, а по том маленькие и сложить их в миску. Усложняя игру, можно предложить ребенку складывать большие камешки в одну миску, маленькие — в другую. Аналогичное задание можно проводить, используя дополнительные предметы-орудия (сачок, ложку и т. д.).
Выкупаем куклу Оборудование и материалы: кукла-голыш, стол-ванна с двумя емкостями с водой (в одной емкости куклу моют, в другой — ополаскивают), мыло, мочалка, полотенце, халатик для куклы. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они будут купать куклу. Вместе они уточняют название, свойства и назначение предложенных предметов: В чем мы будем купать куклу Машу? Что нальем в ванну? Какая нужна вода? Что нам нужно для купания куклы? Затем вместе с ребенком взрослый наливает воду в одну из емкостей и сажает туда куклу. Все действия сопровождаются со ответствующими речевыми высказываниями. Взрослый предлагает ребенку помыть куклу, последовательно выполняя действия и уточняя по ходу игры, что он делает. Затем он просит ребенка поместить куклу в другую емкость и ополоснуть ее, затем тщательно вытереть полотенцем и надеть на куклу халат. Если ребенок хорошо освоил игру, то в следующий раз можно предложить ему помыть куклу самостоятельно.
Игра со струей воды Подставляйте под струю ладошку ребенка, изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом – столовую ложку. Причем струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.
Водопад Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит».
Окрашивание воды Подкрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее.
Тонет – не тонет Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.
Маленький рыбак Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» – половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок «сачком» – для этого подойдет дуршлаг или сито.
С места на место Помещаем мелкие пластмассовые шарики в воду. Задача малыша – выловить ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом.
Пузыри Следует научить малыша пускать пузыри в воду. Взрослому необходимо сначала показать ребенку, как можно это сделать, чтобы он попытался сделать то же, а потом наблюдал за пузырьками. Это может стать элементом обучения малыша нырянию и плаванию, если у родителей нет возможностей проводить с ребенком занятия в бассейне. Сначала можно просто выдувать воздух через рот, опуская голову в воду, затем попробовать делать это через трубочку или шланг. Такие игры доставляют малышу ни с чем не сравнимое удовольствие.
Лейся, лейся Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.
Выжми мочалку Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.
Много, много пены Взрослый выливает немного детской пены в бассейн, где находится малыш. С помощью венчика или собственных рук малыш взбивает пену.
Поймай льдинку Взрослый опускает в миску с теплой водой 5-10 небольших льдинок . Наблюдаем за ними, рассказываем о свойствах воды.
Учимся измерять Для игры понадобится небольшая мисочка или кувшин, а также черпак. Взрослый просит заполнить миску водой, используя черпак. Для сравнения лучше взять разные по вместимости миску и кувшин.
Поиск сокровищ Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в бассейн. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать, какую игрушку он нащупал рукой в воде
Стихи про воду
Ай, лады, лады, лады Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. Знаем, знаем, да-да-да Где ты прячешься, вода! Выходи, водица, Мы пришли умыться! Лейся на ладошку По-нем-ножку. Лейся, лейся, лейся По-сме-лей — Настя, умывайся веселей!
Мы пойдём купаться И в воде плескаться: Брызгаться, резвиться, Будет Настя мыться. Мы помоем ножки Нашей милой крошке, Вымоем ручонки Маленькой Настёнке, Спинку и животик, Личико и ротик — Чистая какая Доченька родная!
Водичка-водичка, Умой Настино личико, Настя кушала кашку, Испачкала мордашку. Чтобы девочка была Самой чистенькой всегда, Помоги, водичка, Умыть Настино личико.
Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазки глядели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Буль, буль, буль, карасики. Моемся мы в тазике. Рядом лягушата, Рыбки и утята.
Шла баба из-за моря, Несла кузов здоровья, Тому-сему помаленьку, А …(имя) весь кузовок! (поливаем водой)
Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки.
Хлюп-хлюп ручками, Полон мыла таз. Ты не трогай, Машенька, Мыльной ручкой глаз. А водичка булькает, А водичка пенится, Машенька помоется, Причешется, оденется.
Настенька, пойдём купаться. Будешь в водичке с мамой плескаться!
Аккуратные зайчата Лапки? Мыли. Ушки? Мыли. Хвостик? Мыли. Всё помыли. И теперь мы чистые Зайчики пушистые
Вода текучая, Дитя растучее. С гуся вода, с Никиты худоба. Водичка вниз, А Никитушка вверх!
Кто горячей водой умывается, Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается, Называется храбрецом. А кто не умывается, Никак не называется.
От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Катя умывается, Солнцу улыбается!
Гонит капля дождевая Ручеёк за ручейком, Те бегут не унывая В реки быстрые. Потом… А потом и синь морская! А за нею – океан! Воду зря не выпуская, Закрывай покрепче кран!
Кто тут будет куп-куп, По водичке — хлюп-хлюп? В ванну быстро — прыг, прыг, В ванне ножкой — дрыг, дрыг! Будет мыло пениться, И грязь куда-то денется.
Мы бельё стирали, В речке полоскали, Выжали, развесили, То-то стало весело! Чистые ладошки, Вот вам хлеб и ложки.
Загадки про воду
Два братца В воду глядятся, В век не сойдутся. (Берега)
Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли - Жить нельзя нам без ... (Воды)
Бегу я как по лесенке, По камушкам звеня, Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручеек)
В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется. (Река) Кругом вода, а с питьем беда. (Море).
Течет-течет — не вытечет; бежит-бежит — не вы¬бежит. (Река)
Нет ног, но на месте она не стоит, Ложе есть, но не спит, Не котел, но бурлит, Не гроза, но гремит. Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)
Не вода и не суша - На лодке не уплывешь И ногами не пройдешь. (Болото)
Не море, не земля, Корабли не плавают, А ходить нельзя. (Болото)
По городу дождик осенний гулял, Зеркальце дождик свое потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, Ветер подует - оно задрожит. (Лужа) Два братца В воду глядятся, В век не сойдутся. (Берега)
Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли - Жить нельзя нам без ... (Воды) Бегу я как по лесенке, По камушкам звеня, Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручеек)
В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется. (Река)
Кругом вода, а с питьем беда. (Море)
Течет-течет — не вытечет; бежит-бежит — не вы¬бежит. (Река)
Нет ног, но на месте она не стоит, Ложе есть, но не спит, Не котел, но бурлит, Не гроза, но гремит. Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)
Не вода и не суша - На лодке не уплывешь И ногами не пройдешь. (Болото)
Не море, не земля, Корабли не плавают, А ходить нельзя. (Болото)
По городу дождик осенний гулял, Зеркальце дождик свое потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)
|