образовательной области «Коммуникация»
Воспитатель: Свинцова Е.А. I кв, категория, МКДОУ ДС «Колокольчик» п. Пурпе Пуровский район, ЯНАО
Задачи 1. Образовательные Закрепить и расширить знания о птицах их классификации: перелетные, зимующие, домашние, хищные. Учить выделять характерные особенности птиц, зависимость их от среды обитания. 2.Развивающие Развивать наблюдательность, умение делать выводы, решать проблемные ситуации, действовать самостоятельно и в команде, помогать друг другу. Развивать связную речь – употребление сложноподчиненных предложений (потому что). Способствовать активизации внимания, мышления.
Скачать полный конспект
3.Воспитательные Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание охранять и заботиться о братьях наших меньших. Оборудование: игрушка Флорик (Хозяин мини-музея «Природа - наш дом»), иллюстрации птиц, таблицы «Кто, чем питается», карточки-схемы «Птицы», картинки пищевые цепочки луга, игра «Что сначала, что потом», знаки «Защитим природу!» Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке, дидактические игры “Выбери правильный ответ”, “Запомни, назови”; игра “Кто, где и как зимует”, различие зимующих и перелетных птиц), игра «Пищевые цепочки леса» чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, просмотр презентаций «Птицы наших лесов». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация» Приемы: -сюрпризный момент, - игровой, - словесный, - наглядный. Технология: - игровая. Формы работы с детьми: - фронтальная, - подгруппы Структура занятия: I.Организационный момент (постановка проблемы). II. Работа по теме: 1. Работа со схемами 2. Словесная игра «Цепочка слов» 3. Д/игра «Найди лишнюю птицу» 4. Физкультурная минутка «Птицы» 5 Д/игра «Кто, чем питается». 6. Д/игра «Пищевые цепочки луга» 7. Д/и «Что сначала, что потом» 8. Рассматривание знаков «Берегите природу» III. Итог. Ход НОД. I. Организационный момент. В гости к ребятам приходит Флорик Флорик: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что я нашел по дороге в детский сад. Дети. Это яичко, его, наверно, птичка потеряла. Воспитатель: А разве только птицы появляется из яиц? (ответы детей) Воспитатель приглашает детей к доске, на которой висят картинки: змея, кошка, крокодил, черепаха, рыба, паук, гусеница, и просит найти здесь лишнего, того, кто не появляется из яиц. Дети. Кошка не рождается из яиц. Флорик. Если все они появились из яйца, значит они птицы? Воспитатель: Ребята, вы согласны с Флориком? Какое живое существо может называться птицей? II. Работа по теме: Работа с моделями. Дети выбирают схемы, которые относятся к птицам. Объясняют, что птицы - это животные, у которых 2 крыла и 2 лапки, что бы летать и ходить; тело покрыто перьями, есть клюв. Воспитатель. Ребята, а много птиц вы можете назвать? Давайте поиграем в игру «Цепочка слов» (ребенок называет птицу, а следующий называет птицу первого ребенка и свою) Дети. Воробей, воробей - сорока, воробей - сорока-синичка, воробей - сорока-синичка-галка, и т. д. Воспитатель. Ребята, у нас на столах лежат картинки с изображением птиц. Давайте поиграем в игру «Найди лишнюю птицу» Дети делятся на 3 команды, каждая подходит к своему столу. На первом столе лежат картинки с изображением птиц: Курица, утка, петух, иволга, индюк. Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему? Дети: Здесь лишний воробей, потому что он живет в лесу, а остальные домашние птицы и о них заботится человек. 2 стол - Синичка, свиристель, курица, воробей, сова, соловей. Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему? Дети. Лишняя курица, она домашняя птица, Остальные птицы дикие, они живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище. Воспитатель: Какую пользу приносят дикие птицы? Дети: Они уничтожают насекомых и грызунов. Воспитатель подходит к третьему столу, на котором картинки - гусь, лебедь грач, журавль, сова. Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему? Дети. Лишняя здесь сова, она остается зимовать. Воспитатель: Почему перелетные птицы улетают в теплые края? Дети. Им зимой нечего есть, а на юге тепло и много еды. Физминутка «Птицы» (Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения). Как головою между листвою Дятел деревья долбит. (движения головой вверх - вниз) Как на рыбалку и вперевалку Гусь за гусыней бежит. (бег на месте с разведением рук) Как удивились, остановились Гуси у самой реки, Воду попили, крылья раскрыли (наклон вперед, руки назад) И потихоньку пошли, (шаги на месте) Лебеди летят, Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой) Прогнулись над водой, Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись) Прямо и гордо умеют держаться, Тихо-тихо на воду садятся (приседания) Флорик: А я не знаю, чем питаются птицы. Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Флорику, чем можно накормить птиц. Дети: - Насекомыми, червячками, зернышками. Воспитатель: - Как можно назвать птиц, которые питаются бабочками, мошками, гусеницами. Что это за птицы? Дети: - Это птицы насекомоядные. Воспитатель: - А птицы, которые питаются зернами, семечками? Дети: - Это зерноядные птицы. Воспитатель: - А есть птицы, которые питаются другими птицами или охотятся на мелких зверьков? Дети: - Это хищные птицы. Д/игра «Кто, чем питается» Воспитатель предлагает, по картинкам рассказать и показать, кто и чем питается. Воспитатель: - Скажите, а птицы на нашей планете живут только в одном месте? Дети: - Нет! Одни живут в лесу, другие на болоте, третьи на лугу. Воспитатель: - Правильно, птицы живут всюду. И от среды обитания зависит их питание. А как вы думаете, если человек , на всех лугах построит дома, магазины, стадионы, что может произойти? Дети. Могут погибнуть птицы и животные. Воспитатель: Докажите. Проводится игра «Пищевые цепочки луга» дети с помощью магнитных картинок выстраивают пищевую цепочку. Дети. На лугу растет клевер, им питаются мыши, если погибнет клевер, меньше станет мышей, а если исчезнут все мыши, нечего будет, есть хищным птицам и т.д. Флорик. Ребята, а как появляются птенцы? Дети: Сначала птицы строят гнезда. Воспитатель: У всех птиц одинаковые гнезда? Дети: Для своих гнезд каждая птица выбирает разный материал: веточки, соломинки, травинки, мох, глину, кто- то откладывает яйца, прямо на земле. Некоторые птицы живут в домиках, которые сделали люди. Воспитатель предлагает с помощью картинок рассказать о развитии птенцов. Проводится игра «Что сначала, что потом?» Флорик. А какую пользу приносят птицы? Дети: Птицы помогают людям сохранить урожай, спасают леса от вредных насекомых, радуют жителей своим пением и т.д. Воспитатель: А как человек может помочь птицам? Дети. Кормить зимой крошками и семенами растений. Воспитатель предлагает рассмотреть знаки «Берегите природу!» и ответить на вопросы. Нельзя разорять гнезда, потому что…. Нельзя трогать птенчиков, потому что… Нельзя разжигать костры, потому что… Нельзя ломать деревья , потому что…, Нельзя громко кричать в лесу, потому что…
Итог. Флорик. Ребята, я так много узнал о птицах: где живут, чем питаются, почему улетают в теплые края, как о них можно заботиться, как их охранять Спасибо вам большое. Воспитатель: - Понравилось вам занятие? Почему? Что больше всего понравилось, что нового вы узнали? (ответы детей)
|