Баранникова Наталья Сергеевна Воспитатель IКК МБДОУ №71 г.Таганрог, Ростовская область
Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол. Задачи: 1. Сформировать представления о процессе выращивания и изготовления хлеба. Обогащение словарного запаса, активизация грамматических умений. Продолжать учить анализировать и делать выводы. 2. Развивать речь детей, внимание, наблюдательность, мышление, образное воображение. 3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей выращивающих хлеб. Оснащение: Проектор, ноутбук, слайд-шоу «Откуда хлеб пришёл? », цветные картинки с изображением хлебобулочных изделий и зерновых культур, каравай, тесто в чашке, мука, соль, яйца, графин с водой, сахар в сахарнице, три цветных блюдца с нарезанными и аккуратно на них выложенными образцами пшеничного, ржаного и пшенично-ржаного хлеба, колоски, зерна пшеницы, кофемолка, овсяное печенье. Предварительная работа:
1. Чтение русских сказок о хлебе « Колосок», «Круть и Верть», «Легкий хлеб». 2. Рассматривание колосков пшеницы. 3. Заучивание пословиц о хлебе «Не трудиться хлеба не добиться», «Без труда хлеба не вырастишь», «Хлебушко – калачу дедушка», «И обед ни в обед, коли хлеба нет!», «Хвала рукам, что пахнут хлебом!» 4. Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста. 5. Разучивание отрывка из стихотворения Виталия Бакалдина «Хлеб». 6. Рассматривание иллюстраций в альбоме: «От зерна до каравая».
Конспект интегрированного занятия в старшей группе. "Откуда к нам хлеб пришёл". I. Воспитатель перед дверью в группу рассказывает , что бабушка пригласила их в гости. В этот момент в группе перед гостями происходит инсценировка: Бабушка замешивает тесто в чашке, перед ней мука, соль, вода и т.д. (ингредиенты для приготовления хлеба), приговаривая: Будет хлебушек душистый, ароматный, золотистый… Испеку его в печи, будут деткам калачи. Пышные, румяные, пшеничные, овсяные… Так, тесто я поставила, пойду, отдохну и детишек подожду… II. Раздается стук в дверь. В группу входит воспитатель с детьми. - Здравствуй, бабушка! Бабушка, где ты? Странно, пригласила нас в гости, а самой дома нет, куда же она ушла. Посмотрите, она что-то оставила на столе. (воспитатель обращает внимание детей на стоящую на столе чашку с тестом). Что же это? (тесто) - А, кажется, я догадываюсь, это наверно, бабушка, замесила тесто, а что же она собирается из него приготовить? (ответы детей). - А что еще можно приготовить из теста? (ответы детей). А как можно все эти изделия назвать одним словом? ( хлеб, ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ или хлебные продукты) - Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о хлебе и хлебобулочных изделиях. Из чего выпекают все эти хлебные продукты? (из теста) - А из чего замешивают тесто (из муки). Правильно, а вы обратили внимание, какие еще ингредиенты использовала бабушка для приготовления теста? (яйца, вода, соль, сахар). - Из чего получают муку (из зерен). А хотите в этом убедиться? (Воспитатель демонстрирует опыт с зерном и кофемолкой). - Как называются колоски, из которых получают зерна для муки? (Пшеница, рожь, ячмень, овес) (Воспитатель выставляет на доске картинки с изображением зерновых культур) - Из пшеницы какие получим зерна? (пшеничные), а из пшеничных зерен, какая мука получится? (пшеничная), а хлеб из муки какой будет – пшеничный. (Воспитатель показывает образец пшеничного хлеба). - Изо ржи, какие получим зерна? (ржаные), а из ржаных зерен, какая мука получится? (ржаная), а хлеб из муки какой будет – ржаной. (Воспитатель показывает образец ржаного хлеба). - А из пшеницы и ржи какая мука будет? (пшенично-ржаная), а хлеб из такой муки будет – пшенично-ржаной. Правильно, если смешать два вида зерен: пшеницы и ржи, то получится пшенично- ржаная мука, а хлеб из такой муки выглядит так. (Воспитатель показывает образец пшенично-ржаного хлеба). - Мне известно, что Красная Шапочка любит есть только ржаной хлебушек, покажите, пожалуйста, какое ей нужно выбрать блюдце с хлебом. (дети показывают). А Кот Леопольд только пшеничный. (дети показывают блюдце с пшеничным хлебом). А Белоснежка ржаной и пшенично-ржаной (дети выбирают два блюдца). Молодцы! - А какие зерна получатся из ячменя? (ячневые), а мука – ячневая, и каша будет – ячневая. - Из сои: мука будет какая – соевая, а из кукурузы - кукурузная, а хлопья – кукурузные. - Из гречихи: мука – гречишная, а хлебцы – гречишные. - Из риса: мука рисовая, а лепешки – рисовые. Воспитатель демонстрирует блюдо с овсяным печеньем. - Может быть, среди вас есть ребята, которые знают, как называется это печенье? (овсяное) А из какой муки его приготовили? (из овсяной), а какие зерна использовали для ее приготовления – овсяные, как же называются колоски, которые дают нам овсяные зерна? (овес). - Молодцы, ребята, хорошо разбираетесь в зерновых культурах. III. Входит бабушка и приговаривает: Так, так, так, где-то здесь я чашку с тестом поставила… Слышит звуки, прислушивается: Кто это здесь (поправляет очки, замечает детей), а ребята пожаловали, здравствуйте, здравствуйте! Воспитатель и дети здороваются с бабушкой. - Здравствуй, наша любимая бабушка! Во время вы ребятки ко мне заглянули, я как раз каравай к чаю испечь собралась. Вот пойду его сейчас и в печь поставлю, а вы пока без меня не скучайте. - Хорошо, бабушка. IV. Пока бабушка печет каравай, я предлагаю вам узнать, каким интересным было путешествие зернышка к караваю. Показ презентации: «Откуда берется хлеб». Воспитатель зачитывает слайды: 1-й слайд: Откуда берется хлеб 2-й слайд: Это зерно - пшеница 3-й слайд: Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу в землю 4-й слайд: Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях появляются зеленые ростки – всходы. 5-й слайд: Летом вырастают колоски, а в них много – много зерен. 6-й слайд: Осенью пшеница созревает и колоски убирают машинами – комбайнами. 7-й слайд: Зернышки достают из колосков – обмолачивают. Вот сколько много получается зерна. 8-й слайд: Затем зерно перетирают – мелят и получают муку. 9-й слайд: Это мука. Мы можем купить ее в магазине. 10-й слайд: В муку добавляют воду и другие продукты и замешивают тесто. 11-й слайд: А это тесто. 12-й слайд: Из теста лепят хлеб, булочки, лепешки. 13-й слайд: Тесто кладут в формочки и выпекают в печи или духовке. 14-й слайд: А это картина Ивана Ивановича Шишкина «Рожь» 15-й слайд: А еще из зерен пшеницы, овса, ржи, риса, гречихи, ячменя готовят кашу. Манную кашу делают из зерен пшеницы. 16-й слайд: Если дома под присмотром родителей взять зерна пшеницы, ржи или овса, перемолоть их на кофемолке, то из полученной муки можно замесить тесто, испечь лепешку или пиццу а также сварить кашу. А что еще делают из теста: - пельмени, бублики, блины, оладьи и т.д. 17-й слайд: Загадки: 1. Бьют меня палками, мнут меня камнями, держат меня в огненной пещере, режут меня ножиками, за что меня губят? За то, что любят. (Хлеб) 2. Золотист он и усат в ста карманах - сто ребят (колос). V. А у меня есть еще для вас загадки, вот послушайте, ребятки: Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены, Ходит дом ходуном На столбе золотом. (Колос) *** Был я сыпучим, Потом – тягучим, В огонь попал – Мягким стал. (Хлеб) *** Кольцо не простое, Кольцо золотое, Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье... Ну и объеденье! (Бублик) *** Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины) *** Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша) *** В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Каравай) - О чем были загадки? VI. Физкультминутка: Подрастает зёрнышко - потянулось к солнышку. (Потянулись) С ветерком оно играет, (Руки вверх) Ветерок его качает, (Прогнулись) К земле низко прижимает - вот как весело играет! (наклоны туловища, присели) . Сколько в поле колосков – Столько сделаем шагов. (Ходьба до 10) . Какой вырос каравай? Выше руки поднимай! (Руки вверх и потянуться) . Теперь ниже наклониться, Как колышется пшеница. (Наклоны в стороны) . Сколько в поле тракторов, Столько сделаем прыжков! (Прыжки до 6) . VII. – Мы с вами сегодня много узнали о хлебе, о тесте. А кто мне расскажет, какое бывает тесто (мягкое, пышное, ароматное, густое, жидкое, белое, дрожжевое и т.д.) - Какие продукты из него готовят (ответы детей). - Давайте поиграем: я предложу вам на выбор ряд картинок, а вы выберете, только те, на которых изображены хлебные продукты. (Дети выбирают нужные картинки, воспитатель предлагает прокомментировать свой выбор). - Назовите каждый продукт, как будто их много (воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением хлебобулочных изделий, а дети перечисляют названия продуктов во множественном числе). - А теперь назовите эти продукты ласково (дети перечисляют названия этих же продуктов в уменьшительно-ласкательной форме) - Молодцы ребята, о хлебушке нужно говорить ласково, его нужно беречь, уважать. Как вы думаете, почему? (ответы детей). - Правильно, ведь, сколько людей растило хлеб. Сколько труда было приложено, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Недаром, в народе говорят: - «Не трудиться хлеба не добиться»; - «Без труда хлеба не вырастишь»; - «Хлебушко – калачу дедушка»; - «И обед ни в обед, коли хлеба нет!» - «Хвала рукам, что пахнут хлебом!». VIII. Появляется бабушка, с караваем в руках: Вот и каравай подоспел, а вы, ребята, не скучали? - Что, вы, бабушка, мы узнали много интересного. Ребята, расскажите бабушке, о чем мы с вами говорили? Что вы узнали о хлебных продуктах? - А еще мы с ребятами вот такое стихотворение знаем: (Дети встают и начинают читать отрывок из стихотворения В. Бакалдина «Хлеб».) Не сама собой природа Хлеб на блюде подает Сколько требует ухода мать-земля за целый год. Когда за столом вы, ребята, сидите, То помните, кто для вас хлеб создает. Колхозник, рабочий, строитель, учитель, Шахтер, машинист - народ! Ребята вместе с воспитателем благодарят бабушку за каравай.
|