Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Возвращение пингвиненка Ло-Ло" |
Познание | |||
Автор: Редактор | |||
06.07.2016 05:00 | |||
Цель: развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы. Образовательные задачи: 1) дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды; 2) формировать представления о флоре, фауне Антарктиды, о связи организмов со средой обитания. Развивающие задачи:
1) развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
2) развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес; 3) развивать речь, обогащать словарь (слова: айсберг, ледник, материк, океан); 4) формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство совокупности. Воспитательные задачи: 1) воспитывать бережное отношение к природе; 2) воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы. Коррекционно-профилактические задачи: 1) формировать потребность в двигательной активности; 2) развивать мимические мышцы. Предварительная работа: - рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты; - чтение книг об Антарктиде; - просмотр документального фильма «Птицы – 2: путешествие на край света»; - игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»; - аппликация на тему «Пингвины»; - рисование на тему «Антарктида»; - лепка на тему «Пингвины»; - разучивание стихотворения Н.А. Рыжовой. Оборудование и материалы: - картонное яйцо; - географическая карта, глобус; - макет Антарктического материка; - удочки, рыбки с разными узорами на магнитиках; - «осколки» картонного яйца с цифрами; - панно с перечнем морских обитателей; - видео-и аудиосопровождение; - перья птиц, жир.
Ход занятия: Вводная часть: Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка, в которой я обнаружила яйцо. Домик круглый, домик белый, И на вид вполне он целый. Когда же треснул, наконец, На волю выскочил птенец! (яйцо разбивается, из него выглядывает птенец) Воспитатель: Я недавно из яйца, И похож я на птенца. Что за птица моя мать? Где ее мне отыскать? Я не гусь и не павлин. Догадайтесь! Я… Дети: Пингвин. Основная часть: Воспитатель: Ребята, а какие еще животные откладывают яйца? Дети: 1) Яйца откладывают птицы. 2)Змея и черепаха. 3) Еще яйца откладывают ящерица и крокодил. Воспитатель: Итак, крокодил и черепаха, ящерица и змея, птицы – все они могут из яйца появиться! Воспитатель: А действительно ли пингвин птица, а не животное? Давайте рассмотрим схему, из чего же состоит птица. Дети: 1. У всех птиц есть голова, где расположены глаза, острый клюв. 2. У них есть туловище, покрытое перьями. 3. На туловище расположены крылья. 4. У птиц две ноги, один хвост. 5. Все птицы откладывают яйца. Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? Дети: Пингвин – это птица. Воспитатель: Почему? Дети: Потому что у него есть крылья, клюв, туловище, покрытое перьями, две ноги, хвост, он появляется из яйца. Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам решить задачу. Послушайте ее внимательно и скажите, что верно, а что нет. Все птицы имеют крылья. Верно? Дети: Верно. Воспитатель: Пингвин – это птица, значит, у него есть крылья. Верно? Дети: Верно. Воспитатель: Хорошо. Все птицы имеют крылья. Верно? Дети: Верно. Воспитатель: У бабочки есть крылья, значит бабочка – птица. Верно? Дети: Нет, неверно. Бабочка – это насекомое, потому что у нее нет клюва, хвоста, перьев, поэтому бабочка не птица. Воспитатель: Правильно! А какой можно сделать вывод из решенной нами задачи? Дети: Не все у кого есть крылья, являются птицами. Воспитатель: А теперь вернемся к нашему пингвиненку. Его папа – пингвин и мама – пингвин. У них настоящая семья пингвинов. Ребята, а где же нам искать маму пингвиненка? Дети: Маму пингвиненка нужно искать в Антарктиде. Воспитатель: Для того, чтобы проверить и узнать точное место, я предлагаю собрать из осколков целое яйцо (дети подходят к мольберту) Яйцо заскрипело, яйцо затрещало, И вмиг все скорлупки свои растеряло. Если скорлупки в яйцо соберем, Место узнаем и карту прочтем. Скорлупки яйца надо собирать, соблюдая последовательность чисел от 1 до 10. Если задание выполните верно, то на обратной стороне получиться карта, которая укажет место нахождения мамы пингвиненка. (Дети выполняют задание) Воспитатель: Ребята, кто из вас догадался, какой материк изображен на карте? Дети: На карте изображен материк, который называется Антарктида. Ребенок: Антарктида, Антарктида, Холодна ты даже с виду. Ты на глобусе цветном, Ледяным лежишь пятном. Воспитатель: Ребята, давайте на географической карте найдем Антарктиду. На каком полюсе находиться этот материк? Дети: Антарктида находится на Южном полюсе. Воспитатель: А каким цветом она обозначена? Дети: Антарктида на карте обозначена белым цветом. Воспитатель: А что обозначает белый цвет? Дети: Белый цвет обозначает снег и лед. Воспитатель: Ребята, а теперь сядьте на стулья и давайте посмотрим видеофрагмент, какая же Антарктида на самом деле. (Видеофрагмент) Воспитатель: Ребята, давайте отвезем пингвиненка в Антарктиду, ведь как мы с вами выяснили, именно там обитают его родственники. А заодно мы с вами исследуем этот материк. Но прежде чем мы отправимся в это путешествие, назовите, что необходимо взять с собой в дорогу. Дети: - Необходимо взять карту, компас, чтобы не сбиться с пути. - Надеть специальную одежду, которая спасет нас от холода - Во время путешествия может случиться всякое, поэтому вместе с нами на Южный полюс отправиться медицинская сестра. Воспитатель: Готовы? Тогда в путь. Пройдите на корабль. (Звучит «Песня мамонтенка», ее сменяет запись гудков корабля) Воспитатель: По какому же океану мы плывем? Для того, чтобы узнать его название, нам нужно поймать разных рыб с буквами и выложить их на панно так, чтобы получилось название океана. Игра «Зашифрованный океан» (Дети вылавливают удочками рыб с буквами, соединяя их получают название океана «Тихий». Звучит запись шума моря.) Воспитатель: Верно, мы с вами плывем по Тихому океану. А какие жители обитают в этом океане? Хотите узнать? Тогда предлагаю поиграть в игру «Жители океана». Воспитатель: Ребята, смотрите в океане расставлены сети, в которые попали разные его обитатели. Вам необходимо их освободить и отпустить обратно в океан, при этом нужно назвать этого жителя. (Дети по очереди берут картинку с изображением жителя океана, называют его, например, это морской конек – он живет в океане и т.д. и отпускают в океан (кладут на пол)) Воспитатель: Ребята, а для того, чтобы жители океана не попадались в сети, давайте поставим здесь знак: «Ловля рыбы сетями запрещена!» Воспитатель: А теперь, послушайте небольшое четверостишие: Под промерзшим небосводом Ледники сползают в воду, И плывут вдали Ледяные корабли. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? Дети: Об айсбергах. Воспитатель: Почему айсберги плывут? Дети: Айсберги плывут, потому что их подгоняет ветер и течения. Воспитатель: Верно. Что еще вы знаете об айсбергах? Дети: - У айсбергов основная часть льда находится под водой, и мы ее не видим. - Поэтому они очень опасны для кораблей. Воспитатель: А что происходит, когда глыбы льда попадают в теплые течения? Дети: Они начинают подтаивать. (Ребенок смотрит в подзорную трубу) Ребенок: Ой, смотрите! Вот видна уж с корабля Сквозь трубу подзорную «Ледовитая» земля – Берега просторные. Малый ход! Машина стоп! Вместе: Здравствуй, Антарктида! (Дети выходят с корабля. Звучит фрагмент ветра) Мед. сестра: Как же холодно в Антарктиде! Мы с вами идем вперед, Очень удивляемся: Слева – лед, и справа – лед, Даже перед нами лед. Где же он кончается? Чтобы мы не замерзли, давайте выполним следующие упражнения: Пингвин наклоны делать рад, Вправо, влево, вперед, назад. Много-много раз подряд, Влево, вправо, вперед, назад. Пингвин все время закаляется, В ледяной воде купается. Воспитатель: В Антарктиде много снега и льда. Здесь птицы не поют никогда. Есть ли там реки, леса? Бродит ли по берегу лиса? Растут ли деревья вокруг? И кто у пингвина друг? Обо всем об этом мы узнаем, посмотрев на экран. (Видеофрагмент) Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто у пингвина друзья? Дети: Друзья пингвина – другие пингвины. Воспитатель: Все, как один… Дети: Дружно прыгают в воду, … - никогда не летают, … - в море страха не знают, … - в море быстро плывут, … - стаей дружно живут. … - Фраки черные носят, … - лучшей жизни не просят, … - любят снежные льдины. Воспитатель: Как называются птицы? Дети: Пингвины. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пингвины не мерзнут и выходят из вода сухими? Дети: - Перья пингвинов маленькие, плотные и гладкие. - Они покрыты слоем жира, поэтому и не дают намокнуть теплому пуху, который греет их в холодной воде. Воспитатель: для того, чтобы убедиться в этом, проведем опыт. Подойдите к столу. Для проведения опыта нам понадобятся перья, смазанные жиром, и сосуд с водой. Возьмите перья в руки и опустите их в воду, затем выньте и посмотрите, что происходит с капельками воды. Дети: капли воды стекают с пера, и оно остается сухим. Воспитатель: Какой можно сделать вывод. Дети: Пингвины не мерзнут и выходят из воды сухими, потому что их перья покрыты слоем жира. Воспитатель: Антарктида является самой холодной областью в мире. И пингвины в таком суровом климате высиживают яйца. Давайте посмотрим об этом сюжет. (Видеофрагмент) (Беседа с детьми после просмотра) Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что же, пришло время отыскать маму и нашего пингвиненка. Для этого поиграем в игру «Мама Ло-ло». На панно «Антарктида» размещены пингвины разного размера, с разными клювами, с хохолками и без хохолков. Я назову вам приметы мамы Ло-ло, а вы внимательно посмотрите и назовите ее номер. Не маленькая, и не большая, с красным клювом и с хохолком. (Ответы детей) Заключительная часть: Воспитатель: Какие вы все молодцы! Помогли нашему пингвиненку найти маму и вернуться в семью. Теперь пора и нам возвращаться в детский сад. Сколько нового и интересного мы узнали об Антарктиде. Ребята, а что вам больше всего понравилось на нашем занятии? (Ответы детей) Воспитатель: На этом наше занятие окончено.
|