Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект образовательной деятельности Тема: «Приходите ко мне, люди добрые!»
Познание
Автор: Шестерикова Наталия Николаевна   
22.04.2015 00:08

Конспект образовательной деятельности Тема: «Приходите ко мне, люди добрые!»Конспект образовательной деятельности Тема: «Приходите ко мне, люди добрые!»

Управление образования администрации Сергиево-Посадского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка» -детский сад №1первой категории

по разделу «Познавательное развитие» (по произведениям В. Ф.Бокова) с детьми 4-5 лет

Воспитатель: Шестерикова Н.Н. п.Богородское 2015 г.

Цель:

Скачать конспект

формирование интереса детей дошкольного возраста к истории русской национальной культуры посредством творчества поэта-земляка В.Ф. Бокова.

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей;
  2. Познакомить с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания;
  3. Активизировать и обогащать словарный запас названиями предметов быта русского народа;
  4. Поддерживать интерес детей к произведениям устного народного творчества;
  5. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, семье, уважение к истории русского народа и его традициям через произведения В. Ф. Бокова.

Предварительная работа: Проведение русских народных игр, хороводов, зна- комство детей с традициями русского народного творчества: потешками, прибаут- ками, пословицами. Разучивание потешек, народных песен, игр.

Оборудование: «Русская изба» (с предметами быта:печь, чугун, ухват, стол, лавки, самовар,чашки,балалайка),солнышко,лента, пирог, угощения, магнитофон, диски с рус. нар. песнями).

Дети входят в русскую избу под русскую народную музыку.

В-ль: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся словами нашего поэта-земляка В.Ф. Бокова:

«Со всеми здороваться невозможно, но всем от меня мой нижайший поклон».

Дети кланяются русским поклоном.

В-ль: Сегодня я приглашаю вас в музей русской избы.

В-ль: Вот в такой избе родился и вырос наш поэт-земляк В.Ф. Боков. В русской избе была всего лишь одна комната, её называли «горница» (хором) и почти половину ее занимала русская печка. Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошеных возле порога. (садятся).

В-ль: Как вы думаете, ребята, для чего нужна была печь в доме? (варианты ответов)

-Правильно, люди готовили еду в печи, грелись, спали на печи, сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». (давайте повторим хором).

В-ль: Знаете ли вы, чем топили печь?

Дети: дровами. (показать)

В-ль: Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.

В-ль: В какой посуде готовили русские хозяйки?

-Посмотрите, это-чугунок, в нём готовили еду. Потрогайте, какой он тяжёлый.

В-ль: Как вы думаете из чего он сделан? (варианты ответов). Он сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

В-ль: А как же поставить чугунок, в печке-то горячо?

  • Это делали с помощью ухвата. ( «ухват») (повторите хором, индивид) Показываю

как надо брать чугунок ухватом.

-Кто хочет попробовать достать чугунок из печи?

В-ль: Что ты доставал из печи?

Дети: чугунок

В-ль: Чем ты достал чугунок?

Дети: ухватом.

В-ль: В печке варили щи да кашу, пекли хлеб, а по праздникам куличи и пироги делали.

Пока печётся пирог, давайте с вами поиграем.

Игра «Пирог» Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:

Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.

Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» — разводят в стороны, «мякошенький» — гладят по животу.

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

В-ль достаёт пирог/каравай из печи, ставит на стол. (дети стоят около стола).

Восп: Посмотрите, ребята, какой стол в избе большой, а рядом простые длинные скамейки, т. к. стульев раньше не было. Столы были большие, потому что и семьи раньше были большие, как и в семье В.Ф. Бокова было 6 детей.

В-ль: Ребята, скажите, из каких членов семьи состояла семья? Назови. (варианты ответов).

В-ль: А у тебя, Катя, какая семья?

Реб: большая (мама, папа, сестра, дедушка, бабушка)

В-ль: В. Ф. очень любил и ценил свою семью:

«Если и есть на земле что-то райское,

Это-семья. Это мать и отец.»

Всё хозяйство в доме вела мама Софья Алексеевна. Она была очень трудолюбивая,

хозяйственная. «Всё умела! Всё по доброй воле».

Послушайте, как В. Боков пишет о маме: «Мудрая!

Добрая!

Тихая!

Скромная!»

Ваня К.: «Нежность всей земли

Собрал бы в горсть

И отдал бы маме».

Восп: А ваши мамы, какие?

Д/и «Назови ласково» по кругу передают солнышко и называют, какая мама, чем можно порадовать маму (обнять, помочь, поблагодарить).

Восп: Посмотрите, ребята, посреди стола стоит самовар. Самовар –это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» — отсюда и слово произошло. У самовара есть крышка, которая открывается, и в него можно налить воду.

Восп: Ваня, что есть у самовара?

Дети: крышка.

Восп: Посмотрите, а это маленький кран, мы повернем ручку и польется горячая вода, которую можно пить (показываю, наливаю в стакан воду). Вика, что это?

Дети: кран.

Восп: Дети, самовар железный, внутри у него горячая вода, кипяток. И чтобы не обжечься, сделали по бокам ручки, за которые можно брать его.

-Что есть по бокам у самовара?

Дети: ручки (ручки).

В-ль: Как вы думаете, для чего был нужен самовар?

Дети: чай пить.

Восп: Любили в семье и почаёвничать, т. е чай попить. Люди говорили «Чай пьёшь-до ста лет проживёшь». (повторить пословицу). Он и избу украшал.

В-ль: Считалось, у кого дома есть самовар – у того и гостей полон дом, а у кого гостей полон дом – там мир да дружба.

«Самовары на столах,

Семьи в сборах и в согласье» (В. Боков)

И В.Ф. Боков был очень гостеприимным

«Приглашение» (отрывок):

«Приходите ко мне, люди добрые!
Я сыграю вам в балалаечку
Посажу на сосновую лавочку...
Угощу я вас чудо-частушками..

*. А ещё пирогами слоёными...
*. Буду я для вас чай заваривать
Буду с вами всю ночь разговаривать...»

Восп: Вечера проводили у самовара с беседой, играя на народных инструментах. В. Боков был музыкален, очень любил играть на балалайке, петь частушки. Давайте и мы с вами споём. Все выходят под музыку, танцуют.

Звучит музыка со звоном балалайки.

Мальчики:

(с балалайкой)

«Голосистый озорник»

1. В балалаечке моей
Поселился соловей,
Голосистый озорник,
Я давно к нему привык.

2. Балалаечка моя
Приютила соловья,
Соловей не спит всю ночь,
Он поёт, и я не прочь.

3. Балалайка семь досок,
Нежный, звонкий голосок,
Голос-в песню, ноги-в пляс,
Все хором: Вот мы! Все тут! Знайте нас!

Восп: А ещё любили хороводы водить.

Игра с лентой

(под русскую народную музыку)

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.

В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется.

Садятся.

В.Боков очень любил свой родной край, свою малую Родину-деревню Язвицы. По праздникам, когда вся семья собиралась за большим столом, В. Боков очень любил слушать колокольный звон, который раздавался по всей деревне. Давайте и мы послушаем.

Звучит колокольный звон.

В-ль: «А звон разливается, тихо объемля

Далёкие дали, родные поля,

Как мать, я люблю свою Русскую землю,

Да это же, Господи, воля твоя!»

Любовь В. Бокова к родному краю переросла у него в огромную любовь к России, которую он сохранил в своём сердце, в своей душе до конца жизни.

В-ль: Ну а какое чаепитие за самоваром без вкусностей! Традиционным угощением к чаю были сушки, бублики, сухарики, крендельки.

В-ль: Вот и для вас угощения. Давайте попьём чайку.

Чаепитие.

Прощание: Друзья мои, внушайте людям веру,

И чаще говорите «Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру

Продляйте добрым словом жизнь людей.

(В. Ф. Боков).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год