Конспект образовательной деятельности Тема: «Приходите ко мне, люди добрые!» |
Познание | |||
Автор: Шестерикова Наталия Николаевна | |||
22.04.2015 00:08 | |||
Конспект образовательной деятельности Тема: «Приходите ко мне, люди добрые!» Управление образования администрации Сергиево-Посадского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка» -детский сад №1первой категории по разделу «Познавательное развитие» (по произведениям В. Ф.Бокова) с детьми 4-5 лет Воспитатель: Шестерикова Н.Н. п.Богородское 2015 г. Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к истории русской национальной культуры посредством творчества поэта-земляка В.Ф. Бокова. Задачи:
Предварительная работа: Проведение русских народных игр, хороводов, зна- комство детей с традициями русского народного творчества: потешками, прибаут- ками, пословицами. Разучивание потешек, народных песен, игр. Оборудование: «Русская изба» (с предметами быта:печь, чугун, ухват, стол, лавки, самовар,чашки,балалайка),солнышко,лента, пирог, угощения, магнитофон, диски с рус. нар. песнями). Дети входят в русскую избу под русскую народную музыку. В-ль: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся словами нашего поэта-земляка В.Ф. Бокова: «Со всеми здороваться невозможно, но всем от меня мой нижайший поклон». Дети кланяются русским поклоном. В-ль: Сегодня я приглашаю вас в музей русской избы. В-ль: Вот в такой избе родился и вырос наш поэт-земляк В.Ф. Боков. В русской избе была всего лишь одна комната, её называли «горница» (хором) и почти половину ее занимала русская печка. Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошеных возле порога. (садятся). В-ль: Как вы думаете, ребята, для чего нужна была печь в доме? (варианты ответов) -Правильно, люди готовили еду в печи, грелись, спали на печи, сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». (давайте повторим хором). В-ль: Знаете ли вы, чем топили печь? Дети: дровами. (показать) В-ль: Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить. В-ль: В какой посуде готовили русские хозяйки? -Посмотрите, это-чугунок, в нём готовили еду. Потрогайте, какой он тяжёлый. В-ль: Как вы думаете из чего он сделан? (варианты ответов). Он сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В-ль: А как же поставить чугунок, в печке-то горячо?
как надо брать чугунок ухватом. -Кто хочет попробовать достать чугунок из печи? В-ль: Что ты доставал из печи? Дети: чугунок В-ль: Чем ты достал чугунок? Дети: ухватом. В-ль: В печке варили щи да кашу, пекли хлеб, а по праздникам куличи и пироги делали. Пока печётся пирог, давайте с вами поиграем. Игра «Пирог» Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют: Да экий он высокинький, Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» — разводят в стороны, «мякошенький» — гладят по животу. Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов». В-ль достаёт пирог/каравай из печи, ставит на стол. (дети стоят около стола). Восп: Посмотрите, ребята, какой стол в избе большой, а рядом простые длинные скамейки, т. к. стульев раньше не было. Столы были большие, потому что и семьи раньше были большие, как и в семье В.Ф. Бокова было 6 детей. В-ль: Ребята, скажите, из каких членов семьи состояла семья? Назови. (варианты ответов). В-ль: А у тебя, Катя, какая семья? Реб: большая (мама, папа, сестра, дедушка, бабушка) В-ль: В. Ф. очень любил и ценил свою семью: «Если и есть на земле что-то райское, Это-семья. Это мать и отец.» Всё хозяйство в доме вела мама Софья Алексеевна. Она была очень трудолюбивая, хозяйственная. «Всё умела! Всё по доброй воле». Послушайте, как В. Боков пишет о маме: «Мудрая! Добрая! Тихая! Скромная!» Ваня К.: «Нежность всей земли Собрал бы в горсть И отдал бы маме». Восп: А ваши мамы, какие? Д/и «Назови ласково» по кругу передают солнышко и называют, какая мама, чем можно порадовать маму (обнять, помочь, поблагодарить). Восп: Посмотрите, ребята, посреди стола стоит самовар. Самовар –это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» — отсюда и слово произошло. У самовара есть крышка, которая открывается, и в него можно налить воду. Восп: Ваня, что есть у самовара? Дети: крышка. Восп: Посмотрите, а это маленький кран, мы повернем ручку и польется горячая вода, которую можно пить (показываю, наливаю в стакан воду). Вика, что это? Дети: кран. Восп: Дети, самовар железный, внутри у него горячая вода, кипяток. И чтобы не обжечься, сделали по бокам ручки, за которые можно брать его. -Что есть по бокам у самовара? Дети: ручки (ручки). В-ль: Как вы думаете, для чего был нужен самовар? Дети: чай пить. Восп: Любили в семье и почаёвничать, т. е чай попить. Люди говорили «Чай пьёшь-до ста лет проживёшь». (повторить пословицу). Он и избу украшал. В-ль: Считалось, у кого дома есть самовар – у того и гостей полон дом, а у кого гостей полон дом – там мир да дружба. «Самовары на столах, Семьи в сборах и в согласье» (В. Боков) И В.Ф. Боков был очень гостеприимным «Приглашение» (отрывок): «Приходите ко мне, люди добрые! *. А ещё пирогами слоёными... Восп: Вечера проводили у самовара с беседой, играя на народных инструментах. В. Боков был музыкален, очень любил играть на балалайке, петь частушки. Давайте и мы с вами споём. Все выходят под музыку, танцуют. Звучит музыка со звоном балалайки. Мальчики: (с балалайкой) «Голосистый озорник» 1. В балалаечке моей 2. Балалаечка моя 3. Балалайка семь досок, Восп: А ещё любили хороводы водить. Игра с лентой (под русскую народную музыку) Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют) Стал подружку выбирать (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает) Да за ленточку держись. Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др. В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется. Садятся. В.Боков очень любил свой родной край, свою малую Родину-деревню Язвицы. По праздникам, когда вся семья собиралась за большим столом, В. Боков очень любил слушать колокольный звон, который раздавался по всей деревне. Давайте и мы послушаем. Звучит колокольный звон. В-ль: «А звон разливается, тихо объемля Далёкие дали, родные поля, Как мать, я люблю свою Русскую землю, Да это же, Господи, воля твоя!» Любовь В. Бокова к родному краю переросла у него в огромную любовь к России, которую он сохранил в своём сердце, в своей душе до конца жизни. В-ль: Ну а какое чаепитие за самоваром без вкусностей! Традиционным угощением к чаю были сушки, бублики, сухарики, крендельки. В-ль: Вот и для вас угощения. Давайте попьём чайку. Чаепитие. Прощание: Друзья мои, внушайте людям веру, И чаще говорите «Добрый день!» И следуйте хорошему примеру Продляйте добрым словом жизнь людей. (В. Ф. Боков).
|