Дошкольникам о понятии «Время» с учетом ФГОС ДО |
Познание | |||
Автор: Верхозина Ирина Михайловна, Нехорошева Анна Михайловна, Яковлева Марина Игоревна | |||
19.10.2016 22:27 | |||
Дошкольникам о понятии «Время» с учетом ФГОС ДО Дошкольное детство — главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в этом мире, когда он учится общаться и взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. И только лишь, в соответствующих возрасту видах деятельности, а таковыми являются игры, и строится данное сотрудничество. Наша работа предполагает строить образовательную деятельность по ФГОС так, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребенка. Не стало исключением и знакомство детей с понятием «время». Все этапы знакомства детей с временными понятиями происходят ненавязчиво, ведь в периоде подготовки к школе важно вызвать желание познавать все новое. Понятие «время» с древнерусского – «вращение». Мы знаем, что время показывает взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего, показывает длительность событий, их периодичность, последовательность и измеряется веками, годами, минутами. Длительность временного действия мы определяем словами: «долго», «быстро»; «сегодня», «завтра».
Известно, что для детей понятие «время», воспринимается очень сложно, так как его невозможно увидеть наглядно, потрогать, попробовать на вкус. Время можно определить через какие — либо признаки, причем, которые часто изменяются. Нами отмечено, что дети, одного и того же возраста временные понятия воспринимают по-разному. Одни с раннего возраста проявляют интерес к понятию «время», а другие, сложно его воспринимают даже в раннем школьном возрасте. И это является нормой. А слова Ж.Ж. Руссо этому подтверждение: «Что не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения». Неотъемлемой частью любой образовательной деятельности в нашем детском саду стала работа с интерактивной доской и использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Не стала исключением и работа с дошкольниками по формированию временных представлений. Мы используем дидактические игры «Когда это бывает», «День и ночь», «Части суток» и другие, специально разработанные для работы дошкольника у интерактивной доски. Способствует также успешному усвоению новых знаний и просмотр презентаций, видео и аудиозаписей, так как современное и красочное оформление разработанного материала с использованием ЭОР формирует познавательный интерес и способствует закреплению полученных навыков и умений. Первое измерение времени, с которым мы начинаем знакомить дошкольников — это сутки. Сутки делятся на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Продолжительность каждой части различна и зависит от времени года. Наша задача – помочь детям понять, что утро, день, вечер, ночь — это части целого – части суток. С помощью ЭОР мы разработали макет часов для интерактивной доски, циферблат которых разделили на четыре части суток. Каждая часть изображала утро, день, вечер, ночь. Стрелочками таких «часов — суток» управляли сами дети. Воспитатель, описывая ту или иную часть суток, совместно с детьми, дает возможность им самим, вращая стрелкой, остановиться на нужной картинке. Так же, практике работы с интерактивной доской, применяем различные упражнения, например «Домик дней», «Что было, есть и будет». Известно, что понятие «время» дошкольники различают по своей деятельности (днем — спим в саду, ночью — спим дома). Поэтому мы в игровой и стихотворной форме уделяем особое внимание контрастным частям суток: день — ночь, утро — вечер, постепенно вводя знакомство со смешанными частями суток: утро-день, вечер-ночь. Лучше всего дети усваивают части суток тогда, когда четко проговариваются действия, которые осуществляются именно в это время, например: «Ребята, сейчас, утром, мы сделаем зарядку, позавтракаем». Дети лучше запоминают названия суток и ориентируются в них, прослушивая в аудиозаписи стихотворения с названиями частей суток, например «Утро» Е. Тургенева, «Солнечный денек» Я. Акима, «Вот уж вечер» С. Есенина, «Плакали ночью» Э. Мошковской и других авторов. Временные понятия стараемся вводить постепенно, учитывая возрастные особенности ребенка и его восприятия. Когда ребенок усвоил понятие суток, начинаем вводить такие понятия, как «сегодня», «завтра», «вчера». Дошкольники воспринимают начало нового дня именно утром. Но наша задача донести до ребенка, что сутки начинаются ночью. Здесь мы вновь можем обратиться к интерактивному макету «Часам – суткам», объясняя, что те сутки, которые мы ждем – это «завтра», а те, которые прошли — это «вчера». Замечательное стихотворение С.Я. Маршака «Хороший день», дает возможность детям закрепить такое понятие, как «сегодня». А такие авторы как А. Фет, А. Плещеев, А. Барто и другие, помогают детям в стихах закреплять понятия «завтра», «вчера». Следующим этапом знакомства с временными понятиями являются: неделя, месяц, год. Понятия «неделя» включает в себя название семи дней, которые дети охотно запоминают и обыгрывают. Знакомство с понятием «неделя» мы начинаем с просмотра мультипликационного фильма «Емелина неделя». Затем подключаем различные упражнения «Какой день недели спрятался», «Лови, бросай, дни недели называй», «Отправь поезд». Знакомству детей с временными понятиями способствует внедрение в режимные моменты малых фольклорных форм (различные считалки, скороговорки, загадки). Обязательно, к знакомству детей с временными понятиями подключаем родителей, советуя им соответствующие игры, в которые можно играть не только дома, но и по дороге в детский сад, например: «А ну – ка, угадай». С просмотра фильма, по мотивам сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» начали знакомство с месяцами года, т.к. именно в этой сказке есть четкое, красочное описание каждого месяца и дети с удовольствием обыгрывают их, тем самым запоминая названия месяцев и их очередность. Когда дети уже имеют представление, что такое год, мы знакомим их с разными видами календарей. В переводе с латинского «календарь» означает первый день месяца. Мы предлагаем знакомить детей и с отрывным календарем. Ф. Н. Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц — начался новый. Ведь ожидание дает ребенку почувствовать течение времени. Дети могут видеть, что календарь указывает не только число месяцев и день недели, но и увидеть когда сегодня взошло солнце и когда зайдет, какая фаза Луны, годовщина какого важного события. С помощью календаря определяется время наступления праздников, что вызывает повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать так же последовательность времени года, с которым связаны сезонные изменения, являющиеся также предметом изучения. Заостряем внимание детей на том, что над созданием календаря трудились многие люди и в течение многих лет. Подводим детей к пониманию того, что календарь нужен, что бы вести правильный (без пропусков и повторений) счет суток. Завершающим этапом знакомства с временными понятиями для детей дошкольного возраста являются: часы, минуты и секунды. Все знают, что время определяется по часам, а часы — это прибор для измерения времени. В давние времена люди определяли время, посмотрев на солнце, на его движение по небу. Первыми показателями времени были восход солнца и закат. Затем открыли, что точнее время определяется не по солнцу, а по тени (тень изменяла длину). Эти наблюдения и стали основой солнечных и теневых часов. Позже были придуманы водяные, огненные и песочные часы. Вот именно с песочных часов, мы и начинаем знакомство детей с понятием «минута». Мы считаем, что у детей старшего дошкольного возраста можно развивать чувство времени сначала на интервалах в 1, 3, 5 и 10 минут. Эта мера времени наиболее распространена в речи окружающих. «Через минуту», «Сию минуту», «Подождите минуту» — подобные выражения дети слышат часто, но представления об этом интервале они не имеют. Изначально мы учим детей определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам. Даем задание сделать что-либо за одну минуту и проконтролировать время по одноминутным песочным часам. Воспитатель постоянно дает положительную оценку умениям детей контролировать время по песочным часам. Предлагаем детям оценивать по собственному представлению длительность интервала времени в процессе какой – либо деятельности. Способствуем развитию у детей умения предварительно планировать объем деятельности в указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. Проверка осуществляется при помощи песочных часов. После того, как мы дадим представление детям об одной минуте и продемонстрируем ее длительность на секундомере, мы объясняем, что движение стрелки по кругу совершается всегда за одну минуту. После этого продемонстрируем длительность минуты одновременно по песочным часам и секундомеру. Предлагаем дошкольникам рассчитать, что же они успеют сделать за одну минуту. С этой целью планируем несколько игровых заданий, например: сколько полосок можно нарезать за одну минуту, или, сколько предметов переложить с места на место? Минутные песочные часы могут использоваться не только на занятиях, но и при других видах деятельности. Песочные часы можно поставить в раздевалке, и дети будут проверять, сколько вещей они успевают надеть за 1 минуту. Ознакомление дошкольников с длительностью 3- и 5- минутных интервалов проводится по той же методике. Сначала выясняется, сколько раз надо перевернуть минутные песочные часы, пока пересыплется песок в 3-минутных песочных часах и сколько кругов сделает стрелка на секундомере. Выполняя работу, рассчитанную на 3 минуты, дети сравнивают ее объем с тем объемом, который выполнили за одну минуту. И только теперь, мы можем переходить к ознакомлению детей с часами. Раздаются макеты часов, на циферблате которых нанесены цифры, обозначающие часы, а ближе к кромке — минуты. Учитывая познавательный интерес к устройству механизма настоящих часов, мы организуем исследовательскую деятельность по их изучению в Лаборатории «Почемучка». Также оформляем в группе выставку «Часы разных времен», где дети имеют возможность не только визуально ознакомиться с часами, но и изучить их внутренне устройство. В результате проведенной работы у детей сформирован устойчивый интерес к понятию «Время», они способны его определять, ориентируются во временных отрезках, могут планировать свое время и прогнозировать за какой период справятся с той или иной деятельностью. Таким образом, применяемые нами методы и приемы работы по формированию у дошкольников временных отношений, затронули все образовательные области. К концу дошкольного возраста дети отличались широтой кругозора, интересно и с увлечением делись впечатлениями, знаниями и умениями со сверстниками и взрослыми. Используемая литература:
|