Методическая разработка образовательной деятельности «Липкая лаборатория»
(занятие разработала Железняк О.В., старший воспитатель МБДОУ д/с № 26.)
Возраст воспитанников: старший дошкольный.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
- формировать знания детей о различных видах клея.
- Познакомить с историей возникновения клея.
- Научить детей готовить клей в домашних условиях.
- Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
- Способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий.
Скачать инструкцию
Оборудование: наборы для опытно-экспериментальной деятельности (перчатки, головные уборы, халаты), мисочки на каждого ребенка, стаканчики на каждого ребенка, палочки на каждого ребенка, большая миска, проектор, ноутбук, запись видео Галилео. Клей. Программа №627 от 16. 09. 2010 г., инфографика «Клейстер своими руками»
Предварительная работа: создание инфографики «Клей своими руками», книжки – малышки «Виды клея», «История возникновения клея».
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.
Технологии: технология исследовательской деятельности, технология проблемного обучения, технология «инфографика», информационно-коммуникационные технологии.
Ход проведения:
1 этап: способствует формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание
|
Обратная связь на высказывание детей.
|
Воспитатель подходит к уголку рисования (предварительно убрав весь клей) в руках держит листы бумаги и что - то ищет. Ждет реакцию детей, если дети не замечают озадаченного воспитателя, спрашивает их сам.
-Друзья, а вы случайно не знаете куда подевался клей?
-Неужели закончился?
|
-Я все полочки пересмотрела.
-Спасибо за помощь.
-Вы у меня такие отзывчивые.
|
-Ребята, мне нужно склеить два листочка, а клея у нас нет. Что же мне делать? Может быть у вас есть какие-нибудь предложения?
Воспитатель ожидает высказывания детей.
|
-Интересно!
-Какое необычное предложение!
-Можно и так!
|
-Друзья, а вы знаете из чего сделан клей? И чем его можно заменить?
|
-Может быть!
- Интересная идея!
-Это интересно!
|
-Предлагаю проверить ваши предположения! Как думаете где совершаются открытия, проводят эксперименты?
- Организуем свою лабораторию?
|
-Любопытно!
- Необычное предложение!
- Вот это предложение, ребята что скажите?
|
-Итак, мы открывает лабораторию. Как назовем?
Воспитатель путем голосования определяет, как будет называться лаборатория. (варианты названий «Лаборатория «Знайка»», «Клуб всезнаек», «Лабораториум», «Центр науки».
|
-Супер-мысль.
-Интересно!
-Прекрасная идея.
|
2 этап: способствуем планированию детей их деятельности.
Содержание
|
Обратная связь на высказывание детей.
|
-Друзья, название нашей научной лаборатории придумали, теперь нужно организовать рабочее место. Ваши предложения?
Воспитатель совместно с детьми организовывает рабочее место. Одевают шапочки, халаты, перчатки.
|
-Согласна!
-Хорошее предложение!
-Думаю это нам подходит. Как думаете ребята?
|
-Вот это да! У нас теперь настоящая лаборатория!
-Коллеги, (воспитатель обращается к детям) кто помнит, для чего нам понадобилась лаборатория?
|
-Спасибо за ответ!
-Думаю ты прав.
-Молодец, спасибо.
|
-Ребята, а кто скажет, зачем нам нужен клей?
-Где мы его используем в повседневной жизни?
-А существуют ли какие-нибудь правила работы с клеем?
-Чем можно его можно заменить?
|
-Интересное предположение.
-Здорово!
-А ты как думаешь?
-Ребята вы согласны?
-Я тебя услышала, подумаем еще?
|
- С чего начнем нашу работу?
|
-Хорошо.
-Интересно.
-Думаю вы правы.
В случае, если дети не знают с чего начать работу:
-Мне кажется, нам нужно все узнать про клей и удостовериться, что наши знания верны.
-Как мы это можем сделать?
|
-Друзья где нам найти такую информацию?
|
-Здорово вы придумали!
-Интересная мысль!
-Хорошо!
После детских предположений, если дети предлагают разные варианты, то воспитатель предлагает поделится на группы. Одна группа найдет информацию в интернете, другая группа поищет книжках.
|
Просмотр познавательного фильма Галилео. Клей. Программа №627 от 16.09.2010 г.
Просмотр книжек- малышек «Виды клея», «История создания клея», «Клейстер своими руками»
|
|
-Ребята, вот это да! Сколько много мы узнали о клее! Предлагаю поделиться своими знаниями.
(Воспитатель задает наводящие вопросы для общения материала)
-Где делают клей, который мы покупаем в магазине?
-Из чего делают?
|
-Интересно.
-Как здорово, что ты это запомнил.
- Так может быть.
-Классно!
-Вы такие любопытные, как много запомнили!
|
-Друзья, как думаете, получится нам сделать, клей в нашей лаборатории?
-Из чего можем его сделать?
- Что нам для этого нужно?
|
-Может быть.
-Интересный вариант.
-И я с тобой согласна.
-Мне кажется, ты прав.
Если дети затрудняются с выбором:
-Ребята, предлагаю сделать клейстер из муки. По-моему, у нас все для этого есть в группе. Посмотрите пожалуйста в уголке экспериментирования.
|
3 этап: способствуем реализации детского замысла
-Коллеги, (воспитатель обращается к детям) предлагаю начать работу.
-Как поступим? Сделаем клей один на всех или каждый попробует сам? Воспитатель ориентируется на желание детей. Если дети желают делать клейстер каждый сам, то каждому предлагается для этого взять емкость не большую, если один общий, то взять емкость более объемную.
|
-Правильно.
-Думаю ты прав.
-Хорошо.
Здорово!
|
-Что бы мы не забыли какие компоненты нам нужны возьмем книжку с инструкцией.
|
|
-Ребята, у нас есть емкости. Что дальше берем?
|
-Правильно.
-Еще варианты?
Если дети затрудняются воспитатель предлагает взять муку в уголке экспериментирования.
|
-Отлично! Муку насыпали. Что дальше?
|
-Так!
-Еще варианты?
-Как думаете правильно это?
-Правильно.
Если дети затрудняются воспитатель предлагает взять муку в уголке экспериментирования.
|
-Нам нужна вода.
-Во что ее можно налить?
-Где ее можно налить?
|
-Отлично!
-Правильное решение!
-Я тоже с вами согласна.
|
-У нас есть два важных компонента. Что нужно сделать?
-Чем будем замешивать?
-Где мы их возьмем?
|
-Правильно.
-Хорошая идея.
-Как думаете, ребята, это правильно?
Если дети затрудняются с ответом воспитатель предлагает взять палочки или ложечки в уголке экспериментирования.
|
Воспитатель совместно с детьми замешивают клейстер.
|
|
-Коллеги, теперь самое важная часть, клейстер нужно заварить. Я налью горячей воды, а вы будете мешать.
-Ребята, как вы думаете если горячая вода, попадет на кожу, что может произойти?
Воспитатель заливает горячей водой.
|
-Правильно.
-Кто еще как думает?
-Разрешите мне взять на себя эту работу и налить горячей воды. Она есть у меня в чайнике.
|
Дети совместно с воспитателем замешивают клейстер.
-Отлично. Нужно хорошенько все перемешать, что бы не было комочков.
|
-У вас здорово получается.
-Вы такие трудолюбивые, внимательные.
-Надеюсь у нас получится.
|
-Ну что попробуем наш клейстер на деле? Склеим листочки?
Воспитатель совместно с детьми мажет клейстером лист бумаги и склеивают.
|
|
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности.
Содержание
|
Обратная связь на высказывание детей
|
- Мне очень интересно посмотреть, что же у нас получилось! Нужно время, чтобы клейстер подсох. Ну а мы пока можем убрать свою лабораторию и навести порядок. Согласны?
|
-Надеюсь у нас все получилось.
-Спасибо вам ребята, что согласились мне помочь.
-Мы ведь так много узнали, по экспериментировали.
|
После того как порядок наведен воспитатель совместно с детьми проверяет клейстер на прочность.
|
|
-Ну как, коллеги, все у нас получилось? Клейстер приклеил листочки?
|
|
-Я так рада, что у нас получилось! Теперь вы знаете, что клей можно сделать самим!
|
|
-Как вы считаете этот клей лучше, чем в магазине?
-Чем лучше? Чем хуже?
-Все ли у нас получилось, как задумывали?
|
В случае, если дети не довольны результатом:
Уверенна, что, если обычного клея у тебя не будет под рукой, ты всегда сможет сделать клейстер, который тебя выручит.
|
-Спасибо вам за работу коллеги. Предлагаю наш клейстер закрыть крышечкой, он нам еще пригодится.
|
|
|