Галиева Резеда Абузаровна Воспитатель МБОУ « Детский сад № 25 « Сказка» город Набережные Челны, Республика Татарстан
Это всё – эксперименты – Интересные моменты! Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать! Как наш опыт получился, Сколько времени он длился? Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?
Скачать конспект
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника, его самостоятельности и активности (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, О.В.Дыбина, О.Л.Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества.
Непосредственная образовательная деятельность детей по экспериментальному исследованию. Тема:«Магнит творит чудеса». Возрастная группа: старшая группа Задачи: Образовательные: Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать». Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения Развивающие: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление. Развивать коммуникативные навыки. Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим. Воспитывать аккуратность в работе. Интеграция образовательных областей: социализация; коммуникация; труд; музыка; безопасность; здоровье. Оборудование и материалы: Демонстрационный: фланелеграф для результатов эксперимента; ноутбук, экран-проектор , диск с мультфильмом. Раздаточный: железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, бумаги; магниты разного вида, стаканчики с водой, , подносы для раздаточного материала, , бумажные фигурки зверей; тазики с водой, кораблики из пенопласта с портновской иглой для мачты и парусом из клеенки; шапочки и халаты волшебников. Предварительная работа: - игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка» исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».
Ход непосредственно образовательной деятельности :
Ребята, я приглашаю вас сегодня отправиться в страну Волшебства, где мы станем настоящими волшебниками. Одеваем специальную одежду сегодня мы будем работать в лаборатории в которой ставят опыты. Сейчас я вам покажу фокус. (воспитатель показывает фокус) 1.Берется небольшой металлический предмет. Главное — чтобы избранный для фокуса предмет взаимодействовал с магнитом. 2.Надо садиться за стол. Левую руку убираем под стол (в ней я держу магнит), а правой, для отвлечения внимания, аккуратно положу на середину стола наш металлический предмет (пусть это будет шарик). Надо показать детям, что шарик не закреплен, и что он может свободно перемещаться по столу. Мы сейчас пойдем направо дружно. А потом пойдем налево дружно. В центре круга соберемся дружно. Собрались все дети в круг Ты мой друг и я твой друг Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнемся 1,2, 3. Волшебство скорей приди!!! - Посмотрите, у нас на столе появилась шкатулка. А там что-то лежит. Подойдите и возьмите предмет из этой шкатулки. А кто знает, что это такое? Дети: Магнит. - Вам всем знаком этот камень? Дети: да. - Ребята, перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секретов. Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел старик по имени Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название «магнит». - Ребята, мы как настоящие ученые будем сейчас исследовать свойства магнита. Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов. Волшебство начинается. - в белый поднос положите все предметы, которые магнит притягивает; - в желтый поднос положите предметы, которые не реагирует на магнит. Приступайте! Опыт №1 - Расскажите, что вы делали и что у вас получилось? - Я провел магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки). Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул? Дети: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик. Опыт №2 Воспитатель: А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло? Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу. Магнит действует через бумагу. Опыт №3 Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло покажите. Дети: Магнит действует через ткань и железные предметы примагнитились через ткань). Опыт №4 Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит? Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый поднос. - Проводив опыты вы что узнали? Дети: Магнит притягивает только железные предметы. Действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос. Физкультминутка Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Продолжаем наше путешествие. Мы сейчас пойдем на рыбалку. Игра-опыт Магнитный кораблик. Оборудование на каждого ребенка: лодочки из пенопласта, портновская игла для мачты, клеенка для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); маленький магнитик, таз с водой. Ход опыта: - Что нового вы сегодня узнали о магните? Дети: Магнит притягивает железные предметы, действует сквозь бумагу, ткань, стекло, картон, дерево, магниты притягиваются друг к другу, магнит действует на расстоянии. - Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства? Дети: магнитные буквы, держатели, магнитная игра.. Вы хорошо сегодня поработали, много узнали о магните и я приглашаю вас посмотреть мультфильм «Фиксики «Магнит».
Использованная литература 1. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста». 2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». 3. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников». Ж. Ребенок в детском саду. 4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». ». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации». Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003.
|