Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №63» общеразвивающего вида Центрального района г. Барнаула Провела: учитель-логопед Шичкова Н. В. г. Барнаул, 2013 г. Программные задачи: 1. Расширять и закреплять знания детей о насекомых; 2. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме; 3. Обучать детей приемам сохранения здоровья, применяя здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика Стрельниковой); 4. Учить детей согласовывать числительные с существительными, вести работу над словообразованием; 5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: ромашка с заданиями, листок с божьими коровками, одуванчики, зеленая ткань, игрушки-насекомые, картинки для занавеса (солнце, цветы, бабочки, стрекоза, божья коровка и другие), маски, лупа, обручи, бабочки и пчелы на нитках, карточки с насекомыми, бумажные цветы напольные, запись с музыкой, костюм феи.
Ход занятия: Дети заходят в музыкальный зал. Звучит голос Феи под музыкальное сопровождение. Фея: Здравствуйте ребята! С вами говорит Фея страны насекомых. Я хочу пригласить Вас в гости. Вас ждут бабочки, стрекозы, муравьи и жуки. Но попасть ко мне нелегко. Чтобы познакомиться с моим миром, вам нужно превратиться в маленьких человечков. Для этого нужно повторить волшебные слова:
Логопед: Дети, вы хотите отправиться в страну насекомых? (Дети отвечают.) Звучит запись стрекотания кузнечика. Логопед: Вот мы и попали в волшебный мир насекомых. Вы узнали, кто это стрекотал? (кузнечик) Посмотрите как здесь красиво, кругом цветут цветы, порхают бабочки. Фея приготовила для вас много заданий, интересных игр, в которые мы с вами и поиграем. (Дети садятся на стулья) Вы любите отгадывать загадки? Дети отгадывают загадки, а логопед показывает картинки с отгадками. 1. Шевелились два цветка Все четыре лепестка. Я поймать его хотел – Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. (стрекоза)
На лугу живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)
Я трудилась круглый год Будет вам душистый мед. (пчела)
Мастера без топоров Срубили избу без углов. (муравей)
2. Беседа с детьми о насекомых. Логопед: Ребята! А каких вы еще знаете насекомых? По какими признакам вы определяете насекомое это или нет? (усики, 6 ножек, голова, грудь, брюшко, жало, крылья). Какую пользу приносят насекомые? (опыляют растения, являются кормом для птиц, приносят мед, шелк) Каких вредных насекомых вы знаете? (таракан, муха, комар, колорадский жук) Почему у некоторых насекомых яркая окраска, а у других нет? Расскажите что умеют делать насекомые? (летать, прыгать, стрекотать, жалить, порхать…)
3. Логопед: Дети, пойдемте, погуляем и полюбуемся этой красотой. Ой, смотрите, над нами летят бабочки. У них какие крылья? (красивые, разноцветные, пестрые, пестрокрылые). Хотите посмотреть, как они порхают, как будто танцуют вальс. Давайте на них подуем, они и полетят. (дети дуют на бабочек) А кругом растет столько красивых и нежных цветов на поляне. Вы чувствуете, какой от них исходит приятный аромат! Встаньте все в круг. Мы с вами будем наслаждаться этим запахом. (дети выполняют дыхательное упражнение по Стрельниковой «Повороты»)
4. Кто из вас знает скороговорки о насекомых?
Много ножек у сороконожек. Муха-горюха села на ухо. Жук упал и встать не может, ждет он кто ему поможет. На окошке крошку мошку, ловко ловит лапой кошка. Зеленая жаба жевала жука, а птичка клевала с сучка паучка.
5. Чтение стихов о насекомых. (дети одевают маски насекомых и рассказывают стихи)
Шмель Я – большой мохнатый шмель, Разбудил меня апрель, Жаркими лучами, Звонкими ручьями. Я летаю, я жужжу, над поляною кружу, Яркий выберу цветок – Буду пить душистый сок.
Пчела Пчелка золотая Над цветком порхает, Сок душистый пьет – Собирает мед.
Стрекоза На березе стрекоза – Изумрудные глаза. Тельце - словно бирюза, Крылья – светлая слеза. «Стрекоза, а стрекоза! Ты с березы-то слезай. А не то придет гроза, забодает, как коза»
Муравей В муравейнике под ивой Муравьи живут красиво. Дом их – сказочный дворец, каждый житель в нем боец. С детства учатся стрелять, Охранять царицу-мать. А царица не прядет – Яйца белые кладет. Защищают муравьи Яйца царские свои. И живут в стране счастливой Во дворце под старой ивой.
Комар Я накрылась одеялом И тихонько задремала, вдруг услышала сквозь сон Тонкий комариный звон. Я зажгла настольный свет – Комара в помине нет! Погасила свет. Опять надо мной Он стал летать. Так до самого утра Я ловила комара.
Муха Жила-была Муха-чистюха Все время купалась муха. Купалась она в воскресенье В отличном клубничном варенье. В понедельник в вишневой наливке. Во вторник – в томатной подливке. В среду – в лимонном желе. В четверг – в киселе и в смоле. В пятницу – в простокваше, в компоте и в манной каше. В субботу, помывшись в чернилах, сказала: - Я больше не в силах! Ужасно, ужасно устала, Но, кажется чище не стала!
Кузнечик Растет трава густая В тени больших берез. На скрипке там играет Кузнечик-виртуоз. Волшебные рулады Выводит он смычком, И льются серенады Над садом вечерком. 6. Логопед: Ребята! Посмотрите, мы пришли к нашим маленьким друзьям. Кого вы здесь видите? Давайте мы их рассмотрим под лупой. Они становятся очень большими. - Это стрекоза. У нее большие глаза – глазище. - Это не жук, а жучище. - У бабочки не крыло, а крылище. - У кузнечика не усы, а усище. - Это большой таракан – тараканище. Молодцы ребята!
За дверью слышится жужжание. 7 Вы слышите жужжание? Это пчелы прилетели. Как они жужжат? Ж-ж-ж-ж. Они хотят поиграть с вами в интересную игру «Пчелы». Правила игры: Вы будете пчелами. Пчелы летают по поляне и жужжат. Как только вы услышите звуки дождя, улетайте в свои ульи (обручи) и прячьтесь там. В каждом улье прячется две пчелы. (садятся на корточки)
Звучит музыка и появляется Фея. Фея: Здравствуйте ребята! Я рада всех вас видеть. У меня в руках волшебная ромашка. На каждом лепестке интересное задание. Давайте с вами сядем на стульчики и поиграем. Каждый из вас будет срывать лепесток и отвечать на вопрос. За правильный ответ получит божью коровку.
8.Вопросы: - Паук – это насекомое? - У какого насекомого большие изумрудные глаза? - Зачем пчеле жало? - Кого называют чемпионкой по чутью? - Как размножаются бабочки? - Почему мухи к осени звереют? - У каких насекомых жесткие надкрылья? - Кто самый сильный на земле? - Где живут пчелы? - Как называется сказка, где паук поймал муху в паутину? А теперь мы посчитаем сколько всего божьих коровок на листочке. (одна божья коровка, две божьи коровки, три божьих коровки, четыре божьих коровки, пять божьих коровок) Молодцы!!!
9. Фея: Предлагаю вам поиграть в игру «Гусеница». Нужно собрать буквы в нужном порядке. Логопед: Дорогая Фея! Спасибо тебе за все. Но нам нужно возвращаться в детский сад. Мы не можем вернуться маленькими человечками. Помоги нам. Фея произносит волшебные слова, прикасаясь своей палочкой к каждому ребенку. (запись музыки), и уходит.
Итог: Дети! Вам понравилось в гостях у насекомых? Что больше всего вам запомнилось? В какие игры мы играли? Молодцы! (дети уходят в группу, звучит песенка В. Шаинского «В траве сидел кузнечик»)
|