Мастер – класс для родителей «Экспериментальная деятельность в домашних условиях» |
Познание | |
Автор: Гарифуллина Раиля Рамилевна Сафина Алина Мударисовна Каримова Элина Инсафовна | |
10.01.2025 13:07 | |
Мастер – класс для родителей «Экспериментальная деятельность в домашних условиях» Детство – это радостная пора открытий. Детское экспериментирование — это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. Другими словами мы можем сказать, что, детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. В процессе экспериментирования взрослый должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные взрослым, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Во время экспериментирования или проведения опытов необходимо ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем и делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д. Где ваша семья проводит больше всего времени? Конечно, на кухне! На кухне творятся чудеса! А почему бы эту самую кухню не превратить в лабораторию по проведению экспериментов? Интересно, весело, вкусно и полезно!Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными химиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Эксперимент можно провести во время любой деятельности.Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Гладкие камешки приятно катать между ладоней. Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят. Чего нельзя делать? 1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.4. Нельзя запрещать без объяснения.5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.6. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение. Что нужно делать, что бы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка 1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.4. Соблюдайте правила безопасности и научите ребенка их соблюдать.5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.8. Создавайте ситуацию успешности. Практическая часть Выполнение элементарных опытов совместно с родителями. 1 опыт: «Собери все со дна стакана, не намочив руки». — Как вы думаете, как и чем можно поднять металлические предметы со дна стакана, не намочив при этом рук? Да, верно, с помощью магнита. Предлагаю вам, используя магниты выполнить задание. 2 опыт: «Мыльные пузыри». — Наполовину наполните чашку жидким мылом. Доверху налейте чашку водой и размешайте. Окуните соломинку в мыльный раствор. Осторожно подуйте в соломинку. У вас должны получиться мыльные пузыри. 3 опыт: «Вулкан». — Насыпьте две чайные ложки соды в горлышко бутылки и добавьте столовую ложку средства для мытья посуды. Налейте в стакан уксус и подкрасьте пищевым красителем. Вылейте жидкость в вулкан и увидите, как из жерла потечет густая окрашенная пена.Будьте предельно осторожны при проведении опытов, в которых используются лекарства или химические реактивы! Не оставляйте малыша наедине с ними! Следите, чтобы результаты химических опытов не оказались в доступности для ребенка и не попали в пищу! 4 опыт: «Радуга в стакане». — Добавьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4. Поставьте их по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешайте. Добавьте несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый. Снова перемешайте.В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во вторых двух не полностью. Теперь возьмите шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан. Добавляем из шприца окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный. Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды. Предлагаем дома создать трехмерную иллюзию.Вам понадобятся: коробка, кусок прозрачного пластика и смартфон.Важно: ширина и высота коробки должны быть одинакового размера, прозрачный пластик крепится под углом 45 см внутри коробки. В центре крышки вырезаем отверстие чуть меньше размера, чем размер экрана смартфона. Кладем смартфон экраном вниз на крышку в отведенное для него место, выключаем свет, включаем видео по ссылкам:https: //youtu. be/p4YpTj2bWo0 https: //youtu. be/NKODbTuEJAc и наслаждаемся захватывающим зрелищем! Спасибо за внимание
|