Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников через их ознакомление с налогами»
Познание
Автор: Михайлова Татьяна Леонидовна   
21.12.2024 13:23

«Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников через их ознакомление с налогами»«Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников через их ознакомление с налогами»

В современном мире финансовая грамотность становится неотъемлемой частью общего образования. Знакомство детей с основами экономики и налогами в старшем дошкольном возрасте может заложить фундамент для их будущего понимания финансовых процессов и ответственности.

Финансовая грамотность включает в себя умение управлять своими финансами, понимать, откуда берутся деньги и как они используются. Знание о налогах — это один из аспектов этой грамотности. Дети, которые понимают, что такое налоги, могут лучше ориентироваться в финансовых вопросах в будущем, а также понимать, что налоги помогают финансировать важные общественные услуги. Всё это формирует у детей чувство ответственности. Они начинают осознавать свою роль в обществе и важность участия в его жизни.

Такие знания помогут детям лучше справляться с финансовыми понятиями взрослой жизни. Это может включать понимание заработной платы, бюджета и планирования расходов.

 

В данной статье мы рассмотрим важные аспекты этого вопроса: выделим основные понятия, разберём кто занимался изучением данного вопроса и почему эта тема очень актуальна.

Что такое понятия «финансовая грамотность» и «налоги» в дошкольном возрасте?

  • Финансовая грамотность — воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения (Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации, 2019);
  • Налог — это обязательный платёж, который государство берёт со всех людей и использует для своих целей;

Изучением данного вопроса занимались современные педагоги, психологи, блогеры.

И.Б. Бичева «Для достижения достаточного уровня финансовой грамотности населения необходимо создание системы финансового образования граждан, становление которой должно начинаться еще в период их дошкольного детства и протекать в семье, как наиболее сенситивного этапа развития и социализации личности»;

Т.А. Зиновьева «Для реализации программы развития финансовой грамотности в подготовительной группе педагогами совместно с родителями организуется развивающая предметно-пространственная среда»;

Гуменюк Т.В. «Детская природа, где бушует любознательность, соревновательный мотив, желание быть активным и нужным – идеальная платформа для того, чтобы формировать налоговую грамотность. А при помощи игровых ситуаций это становится более простой задачей»;

А.Д. Шатова «В дошкольном детстве есть определённый период, когда ребёнка можно вводить в мир экономики, когда экономические ценности превращаются в этические и демонстрируют уровень нравственного развития ребёнка, — это старший дошкольный возраст»;

ИулианияГребенькова «После того как ребенок на понятийном уровне познакомился с налогами, он будет готов к дальнейшему изучению вопроса и формированию полной картины в мире финансов и налогообложения».

Всё это говорит о том, что формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников через их ознакомление с налогами в настоящем мире очень актуально. Разберём почему:

  • ФОП ДО п.18. 7. 2 «Педагог создает игровые и проблемные ситуации для расширения представлений детей об обмене ценностями в процессе производства и потребления товаров и услуг, о денежных отношениях в сфере обмена товаров и услуг, развития умений бережливости, рационального поведения в процессе реализации обменных операций: деньги – товар (продажа – покупка), формирует представления о реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. В процессе обсуждения с детьми основ финансовой грамотности педагог формирует элементы культуры потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу»;
  • «Устойчивое повышение качества и уровня жизни граждан требует повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, обеспечения финансового благополучия граждан, осознанного использования ими финансовых продуктов и услуг, разумного принятия финансовых решений, инвестирования и управления рисками» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24. 10. 2023 № 2958-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года»);
  • «Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения» (Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, 2019г.);
  • Не все взрослые принимают правильные финансовые решения. Это проблема, которая возникают от правовой и экономической безграмотности людей и влечет за собой серьезные проблемы в масштабе общества. Для решения этой проблемы необходимо повысить уровень финансовой грамотности населения страны, начинать процесс формирования финансовой грамотности нужно уже с дошкольного возраста;
  • Низкий уровень сформированности финансовой грамотности у дошкольниках. Дети обладают неполными и ошибочными представлениями о деньгах, потребностях, рекламе, семейном бюджете, налогах;
  • Отсутствие преемственности между детским садом и родителями в вопросах формирования финансовой грамотности у дошкольников может привести к снижению эффективности этого процесса.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с понятием «налоги» — это важный шаг к формированию их финансовой грамотности и социальной ответственности. Используя игровые методы, простые объяснения и визуальные материалы, можно сделать этот процесс увлекательным и познавательным. В конечном итоге такие знания помогут детям стать более осведомленными гражданами и подготовят их к взрослой жизни в обществе. Обучение налогам — это не только передача знаний, но и формирование ценностей, которые будут сопровождать их на протяжении всей жизни.

Источники

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» // http://publication.pravo. gov. ru/Document/View/0001202212280044
  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (изменениями и дополнениями от8 ноября 2022 г.) fgos_do. pdf
  • Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, 2019 // https://docs.edu. gov. ru/document/f22e87b648b2a2f2654d07843942f0bb/
  • Блискавка, Е. А. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. А. Блискавка. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 80 с.
  • Гребенькова, И.А., «Этому раньше не учили: как рассказать ребёнку о налогах за один час?», Этому раньше не учили: как рассказать ребёнку о налогах за один час? — Добро. Медиа
  • Крючкова, Н. А. Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников: учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. – Калининград, 2019. – 126 с.
  • Кинеева, Кузина: Финансовая грамота. Рабочая программа с методическими рекомендациями. Пособие для педагогов. ФГОС ДО, -Москва: Просвещение -союз, 2023. -64с.
  • Ковалькова, И.М. «Как объяснить ребенку что такое налоги: 2 простых способа»,https: //irinakovalkova. ru/kak-obyasnit-rebenku-zachem-nuzhno-platit-nalogi-skazka-dlya-syna
  • Мегерян, Н. А. Константинова Н. В. Основы финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие. – Армавир: РИО АГПУ, 2023. – 48 с.
  • Морозова, О.В. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50 с.
  • «Налоговая грамотность, детям о налогах», -методические рекомендации.-Краснодар, 2024. -13с. nalogovaja_bezopasnost. pdf
  • Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказок. – М.: ВАКОША, 2019–32 с.
  • Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений (2-ое изд.) — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019-32 с.
  • Тургенев, Н.И. Опыт теории налогов / Финансовый университет при правительстве Российской Федерации «Библиотечно-информационный комплекс»,-https://library.fa.ru/page. asp? id=2207
  • Ханова, Т.Г. Педагогические условия проектирования и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста / Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова, Т.Н. Еракова, Н.В. Гичева // Современные наукоемкие технологии. — 2021. — № 4. — С. 246–250. — URL: https://toptechnologies. ru/ru/article/view? id=38648
  • Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: методическое пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2019 – 96 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год