Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экспериментирование как одно из средств развития познавательно — исследовательской деятельности дошкольников
Познание
Автор: Седнева Кристина Юрьевна Чернявская Надежда Федоровна Медведева Надежда Федоровна   
12.12.2024 23:46

Экспериментирование как одно из средств развития познавательно — исследовательской деятельности дошкольниковЭкспериментирование как одно из средств развития познавательно — исследовательской деятельности дошкольников

  • Седнева Кристина Юрьевна воспитатель
  • Чернявская Надежда Федоровна воспитатель
  • Медведева Надежда Федоровна учитель-логопед

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 п. Северный Белгородского района Белгородской области»

Обычное стремление искать новые сведения об окружающем мире, наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Ребенок уже рождается исследователем – это его естественное состояние. Его внутреннее стремление к исследованию, к любопытству порождает в нем исследовательское поведение. Наша задача, как педагогов, не пресекать познавательную активность детей, а наоборот, развивать ее и совершенствовать. Это требует пересмотра определенных технологий образования дошкольников, направляет нас на использование в своей работе более эффективных методов и форм, позволяющих строить педагогический процесс на основе познавательного обучения с учетом важных для развития дошкольников видов детской деятельности. Так как дети очень любят экспериментировать, их взгляды постоянно привлекает все новое и необычное, это связано с возрастными особенностями, так как у них преобладает наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и экспериментирование как один из методов помогает в познании окружающего мира.

 

Особенно ярко познавательные способности проявляются у дошкольников. Современные дети – это поколение эпохи информатизации. В изменяющейся жизни дошкольнику необходимо не только знать, но и уметь добывать нужные знания самостоятельно, а также уметь применять имеющийся багаж сведений, быть думающим, самостоятельным и творческим. Современные педагогические подходы открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В дошкольном возрасте важно стимулирование познавательных процессов, развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию важен для успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объединяет все три выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную. Одним из направлений нашей деятельности является развитие познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности дошкольников. Для организации развития исследовательской деятельности мы поставили перед собой задачи:

  • формирование диалектического мышления, то есть, умение видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  • обогащение представления детей о физических свойствах окружающего мира.
  • формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, умение работать в коллективе.
  • развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств: схем, условных знаков, символов, моделей.
  • развитие речи в процессе формирования умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, ставить цель, планировать свои действия.
  • приобщение детей к разнообразию и красоте окружающего мира, воспитание экологической культуры поведения.

Целью экспериментальной деятельности является углубление представлений о живой и неживой природе, развитие у дошкольников познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).

Ребенок стремится к самостоятельности, и в любом возрасте роль педагога остается ведущей. Без взрослого эксперименты превращаются в манипуляции с предметами, не имеющие познавательных ценностей. Выбирая позицию в работе с детьми педагогу необходимо придерживаться определенных правил:

  • надо избегать отрицательной оценки детских идей.
  • проявлять интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей.
  • воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведение эксперимента до конца.
  • заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
  • подводить итоги эксперимента.

Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу. В опытно – экспериментальной деятельности дошкольник напрямую удовлетворяет присущую ему любознательность, умение упорядочивать свои представления о мире. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут являться важным фактором воспитания личности. В процессе экспериментирования вырабатываются исследовательские умения, дети учатся собирать и обрабатывать полученную информацию. Это помогает развивать у ребенка творческие способности и логическое мышление. Развитие познавательной активности у детей очень актуальный вопрос в данный момент.

Современные требования направляют нас на достижения у дошкольников постоянных познавательных интересов, ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. В активном процессе познания у ребенка задействованы все органы чувств. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, экспериментирует, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в экспериментальном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность. Исследование психологов указывают на то, что дети значительно лучше ощущают, усваивают, запоминают, осмысливают, закрепляют изучаемый материал, если в процессе познания окружающего мираучаствует больше органов чувств одновременно. Современный ребенок – это активный участник образовательного процесса, у которого очень быстро и качественно развиваются способности к познанию, усиливается познавательная активность. Правильная организация познавательно – исследовательской деятельности, развитие умственных работоспособностей, формирование познавательной активности – важнейшие направления в нашей работе. Проводимые детьми эксперименты дают возможность объединить такие виды детской деятельности, как познавательно – исследовательскую, игровую, коммуникативную и все стороны воспитания. В ходе экспериментальной деятельности у детей формируется ряд навыков осуществления данной деятельности. Они видят проблему и выделяют ее, ставят цель и принимают решения, решают проблемные ситуации, проводят анализ объекта или явления, выделяют признаки, сравнивают, делают предположения, делают умозаключения и выводы. В процессе детского эксперимента дети удовлетворяют свою любознательность, могут почувствовать себя маленькими первооткрывателям и учеными. Что может быть интереснее и удивительнее для детей, чем эксперименты и опыты в познании объектов окружающего мира. Ребенок постоянно исследует окружающие его предметы, ему свойственно стремление получать новые впечатления, экспериментировать, поиск новых сведений об окружающей его действительности. Дошкольное детство наиболее благоприятное время для формирования познавательной деятельности. Ребенок проявляет интерес ко всему, что находится вокруг него. В ходе взаимодействия он познает свойства предметов, осуществляя при этом познавательную, исследовательскую деятельность. Перед нами ставится задача изменить способ подачи информации, сделать процесс образования не только увлекательным, но и способствовать развитию личности в соответствии с требованиями общества. Для развития личности ребенка в дошкольном возрасте необходимо создать оптимальные условия для его интеллектуального, социального и эмоционального развития. Если лишить возможности ребенка экспериментировать, постоянно его ограничивать в самостоятельной деятельности, то это можетнегативно сказаться на саморазвитии ребенка, на способность обучаться в дальнейшем.

В процессе творческого экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе, самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи, делать элементарные выводы.

Грамотное сочетание оборудования и материалов в центре экспериментальной деятельности способствуют правильному овладению детьми средствами познавательной деятельности, способами действий, обследованию объектов, расширении познавательного опыта. Наряду свыше перечисленным, образовательные и воспитательные задачи также необходимо решать в ходе эффективного контакта с семьей и полном взаимоотношении между педагогами и родителями.

Путь самостоятельного исследования мира – это один из методов экспериментирования, который позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Все это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Таким образом, в результате познавательно – исследовательской деятельности посредством экспериментирования у дошкольника, увеличивается объем знаний, получаемых в процессе совместной и самостоятельной деятельности, развивается мышление, расширяется кругозор, совершенствуется речь. Поисковая деятельность с детьми развивает нравственную сторону личности ребенка — бережное отношение к природе, к труду людей. Дети учатся совместной работе, общению с друг другом во время достижения единой цели.

Литература:

  1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. — М.: «Речь», 2015, 128 с.
  2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. — СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2011. — 528с.
  3. Королева Л.А. Познавательно-Исследовательская деятельность в ДОУ. — Санкт-Петербург.: «Детство-Пресс», 2015. -64с.
  4. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003. -79с.
  5. Мурадова Е.В. Ознокомление дошкольников с окружающим миром. -СПб.: «Детство-Пресс», 2011. — 128с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год