Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект мастер-класс для родителей средней группы «Поисково-исследовательская деятельность в процессе наблюдения»
Познание
Автор: Семина Наталья Васильевна   
12.12.2024 22:16

Конспект мастер-класс для родителей средней группы «Поисково-исследовательская деятельность в процессе наблюдения»Конспект мастер-класс для родителей средней группы «Поисково-исследовательская деятельность в процессе наблюдения»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у родителей в методике проведения наблюдения и исследовательской деятельности с детьми.

Задачи:

  • продемонстрировать некоторые виды исследовательской деятельности с бумагой, водой, песком, воздухом.
  • обобщить знания и обменяться опытом по данной теме.

Оборудование и материалы: тарелки, бумажные цветы, вода, виноград, одноразовые стаканчики, печатки, песок, молоко, палочки, кисточки, йод.

 

План.

  1. Приветствие. Знакомство с понятием наблюдение.
  2. Совместное наблюдение.
  3. Поисково-исследовательская деятельность.
  4. Обсуждение.
  5. Итог.

Ход:

1. — Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада встрече с Вами.

Я очень надеюсь, что она будет интересной и увлекательной.

Известные философы говорили о наблюдении следующее:

«Изучение и наблюдение природы породило науку.» — Марк Туллий Цицерон

«Человеческие познания приобретаются только одним способом – путём наблюдения фактов…» — Марселен Бертло

«Три силы вместе — способность к наблюдению, способность к речи и способность к мышлению — следует считать совокупностью всех средств развития умственных сил.» — Иоганн Генрих Песталоцци

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно — исследовательская деятельность является основным видом деятельности детей дошкольного возраста наряду с игровой.

Поисково — исследовательская активность – естественное состояние ребенка, когда он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать.

Исследовательская деятельность — это особый вид интеллектуально творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;

- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основой исследовательской деятельности являются:

поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности;

исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения;

исследовательская активность — естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить — значит сделать шаг в неизведанное.

Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться

А познавательному развитию способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Таким видом деятельности ребенка является наблюдение.

Наблюдение- это сложный вид деятельности, включающий различные сенсорные, психические, мыслительные процессы, опирающийся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка.

Таким образом, наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.

Метод наблюдения в поисково – исследовательской деятельности детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей.

Значение наблюдения: развитие познавательной активности, развитие речи, внимания, любознательности, мыслительных процессов, самостоятельности, воображения и др.

2. — В нашей группе уделяется много внимания организации наблюдения и познавательно-исследовательской деятельности с детьми, направленной на исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В нашей группе мы проводим наблюдения ежедневно…

Виды проводимых наблюдений:

  1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).
  2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья. кустарники).
  3. Наблюдения за транспортом (на территории д/с).
  4. Наблюдения за живым объектом.
  5. Наблюдения за трудом взрослых (на территории д/с).

Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы.

- Как вы думаете, за какими объектами можно наблюдать? (за солнцем, небом, растениями, животными, людьми, машинами)

- Где можно проводить наблюдения? (на улице, на участке, в группе, дома)

- Что нужно для наблюдения? (Условия для наблюдения: место, время, оборудование)

В процессе наблюдения проводится небольшая поисково- исследовательская деятельность.

Этапы исследования:

1

Постановка исследовательской задачи или определение цели деятельности

2

Выдвижение гипотез

3

Выбор необходимого оборудования

4

Проведение опыта; наблюдения за результатами опыта: подтвердился или не подтвердился результат поиска?

5

Обсуждение   результатов опыта, формулирование выводов

6

Фиксирование

 

3. Предлагаю вам испытать «радость открытий» сегодня. Давайте с вами проведем небольшие наблюдения в процессе проведения опытов.

 

Опыт № 1

Вырежьте из цветной бумаги цветы с лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

-Какой можно сделать вывод? (Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.)

 

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

- Какой вывод можно сделать? (Пузырьки газа- легкие, поэтому поднимают виноградинку).

 

Опыт № 3

Песок в тазике смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете  отпечаток на песке одним из предметов (следы можно изготовить из пластилина или дерева). – Какой можно сделать вывод? (Мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.)

 

Опыт № 4: «Секретное послание»

Окуните, пожалуйста, ватную палочку в молоко и напишите на листе бумаги послание или нарисуйте рисунок. Чтобы прочитать послание, нужно в стакан воды капнуть несколько капель йода и этим раствором с помощью кисточки смазать лист с письмом.

- Какой можно сделать вывод? (Происходит реакция между веществами, и становится видна надпись, так как изменяется цвет.)

4. Обсуждение.

- Вам был ли доступен предложенный материал?

- Легко ли вам было? Какие трудности вы испытали?

- Будете ли Вы дома организовывать исследовательскую деятельность с ребенком?

Совместно с детьми можно проводить эксперименты с различными материалами и предметами. Все эксперименты, проводимые с детьми доступны для исследования, и обогащают их опыт новыми знаниями и умениями.

Советы педагога:

-Никогда не пренебрегайте мнением ребенка по обсуждаемому с Вами вопросу, даже если его мнение Вам кажется наивным.

- Важно найти истину вместе!

-Не надо торопиться учить ребёнка тому, что мы взрослые считаем главным, часто не уделяя внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое вы считаете наиболее важным.

5. Итог.Но вот и пришло время подвести итоги.

- Понравилось ли Вам мероприятие, в котором Вы приняли участие?

-Что произвело наибольшее впечатление?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год