Ознакомление воспитанников с профессиями родителей как способа формирования позитивных установок |
Познание | |||
Автор: Васильева Марина Сергеевна | |||
01.10.2024 12:54 | |||
Ознакомление воспитанников с профессиями родителей как способа формирования позитивных установок Труд – это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания (А. С. Макаренко). Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения и склонности к труду, как основной жизненной потребности, через формирование привычки к труду путём включения личности в активную трудовую деятельность. Трудовая деятельность – это деятельность, направленная на развитие у детей общетрудо-вых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Трудовая деятельность детей дошкольного возраста является важным средством воспита-ния, умственного развития и имеет особое значение для формирования нравственных качеств. Трудовое воспитание и трудовая деятельность является необходимым, важнейшим условием раз-вития самостоятельности детей.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязы-вании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Цель трудового воспитания дошко-льников – формирование положительного отношения к труду. Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особен-ностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам дея-тельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познако-мить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем под-держки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе на-глядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на этапе младшего возраста воспитанников создаётся определённая наглядная осно-ва, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального само-сознания. Чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать проф-ориентационную работу начиная с младшего возраста создаются условия для воспитания уваже-ния к труду взрослых, под средством знакомства с профессиями своих родителей. При этом до-школьная педагогика выделяет следующие основные задачи трудовой деятельности детей:
Какие же виды трудовой деятельности помогут детям начать знакомиться с профессиями взрослых?
Дальнейшую работу в этом вопросе возможно осуществлять с помощью следующих форм: наблюдение, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин, атрибутов и иллюстраций, дидактические игры, организация посильной помощи взрослым, организация со-вместного труда детей дошкольного возраста со взрослыми. Мы рассказываем и знакомим детей с профессиями родителей. Стараемся объяснять суть их труда, его важность для других людей. Рассказываем, что взрослым нравится приносить пользу людям, что они с удовольствием ходят на работу. В результате ребята смогут еще в детском саду определиться кем они хотят быть в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удо-вольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей. Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находит дело по душе.
|