Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Ознакомление воспитанников с профессиями родителей как способа формирования позитивных установок
Познание
Автор: Васильева Марина Сергеевна   
01.10.2024 12:54

Ознакомление воспитанников с профессиями родителей как способа формирования позитивных установокОзнакомление воспитанников с профессиями родителей как способа формирования позитивных установок

Труд – это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания (А. С. Макаренко).

Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения и склонности к труду, как основной жизненной потребности, через формирование привычки к труду путём включения личности в активную трудовую деятельность.

Трудовая деятельность – это деятельность, направленная на развитие у детей общетрудо-вых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Трудовая деятельность детей дошкольного возраста является важным средством воспита-ния, умственного развития и имеет особое значение для формирования нравственных качеств. Трудовое воспитание и трудовая деятельность является необходимым, важнейшим условием раз-вития самостоятельности детей.

 

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязы-вании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Цель трудового воспитания дошко-льников – формирование положительного отношения к труду. Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особен-ностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам дея-тельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познако-мить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем под-держки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе на-глядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на этапе младшего возраста воспитанников создаётся определённая наглядная осно-ва, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального само-сознания.

Чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать проф-ориентационную работу начиная с младшего возраста создаются условия для воспитания уваже-ния к труду взрослых, под средством знакомства с профессиями своих родителей. При этом до-школьная педагогика выделяет следующие основные задачи трудовой деятельности детей:

  • Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
  • Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
  • Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
  • Воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Какие же виды трудовой деятельности помогут детям начать знакомиться с профессиями взрослых?

  • Самообслуживание (труд направленный на удовлетворение повседневных личных потреб-ностей);
  • Хозяйственно-бытовой труд (направлен на уборку групповой комнаты, участка, помощь взрослым в организации режимных моментов);
  • Труд в природе (направлен на уход и выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике);
  • Ручной труд (направлен на поддержание порядка в группе: подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек и т.д.).

Дальнейшую работу в этом вопросе возможно осуществлять с помощью следующих форм: наблюдение, экскурсии, чтение художественной литературы, рассматривание картин, атрибутов и иллюстраций, дидактические игры, организация посильной помощи взрослым, организация со-вместного труда детей дошкольного возраста со взрослыми.

Мы рассказываем и знакомим детей с профессиями родителей. Стараемся объяснять суть их труда, его важность для других людей. Рассказываем, что взрослым нравится приносить пользу людям, что они с удовольствием ходят на работу. В результате ребята смогут еще в детском саду определиться кем они хотят быть в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удо-вольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей. Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находит дело по душе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год