Конспект интегрированного занятия в старшей группе по опытно экспериментальной деятельности и аппликации на тему: «Необычное об обычной воде» |
Познание | |||
Автор: Шиповалова Ольга Сергеевна | |||
31.08.2024 13:53 | |||
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по опытно экспериментальной деятельности и аппликации на тему: «Необычное об обычной воде» Цель: создание условий для развития познавательной деятельности детей посредством экспериментирования. Задачи:
Предварительная работа: рассматривание картинок с различным состоянием воды, наблюдение на улице, загадывание загадок, беседа: «Кому нужна вода», д/и «Как рождается вода». Материал: Глобус. На каждого ребенка: по 2 блюдца, 2 стакана, пипетки, кисточки, краски. Коробка с землей, маленький флакончик духов. Стаканы с водой, в которые добавлены: сахар, соль, сок лимона, сок апельсина. Медали умники и умницы. Блюдца, в которых лежат: кусочки: лимона, сахара, апельсина, щепотка соли. Ложка. Халаты. Аппликация: заготовки снежинок, капелек, ёлочек. Ножницы, клей, кисточки тряпочки для промакивания, Уголок оформлен в виде лаборатории. Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте, дети! Вы хотели бы стать учеными? Сегодня мы с вами будем проводить исследования — опыты, как настоящие ученые в лаборатории. А что мы будем исследовать, сейчас узнаем. Но для начала оденьте халаты. Я хочу начать наше занятие с загадок. (В это время дети стоят возле фланелеграфа, на котором выставлены отгадки) Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. (Рыба.) И последняя загадка, которая объединяет все предыдущие. Чего в гору не вкатить, В решете не унести И в руках не удержать? (вода) Вдоль по речке, по водице. Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, За собою всех ведет. Весел нет у малых лодок, А кораблик больно ходок. Вправо, влево, взад, вперед Всю ватагу поведет. (Утка с утятами.) Воспитатель: Сегодня мы поговорим о воде, о её свойствах и о том, почему нужно беречь воду. Итак, Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды. (Дети садятся на стульчики, которые расставлены полукругом) Воспитатель: Как вы думаете, сколько может прожить человек без пищи? Дети: Без пищи мы можем прожить 30 дней. Воспитатель: А сколько человек может прожить без воды? Дети: Без воды человек может прожить не больше 2-х суток. (без воды нельзя жить) Воспитатель: Где используется вода? Дети: В приготовление пищи, при уборке квартиры и т.д. Воспитатель показывает детям глобус. Воспитатель: Воды на Земле много — 23 поверхности. Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях. Воспитатель: Как вы думаете, в каких состояниях она бывает? Дети: В твердом, жидком, газообразном. Воспитатель: Правильно. В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды. А теперь я расскажу вам сказку о путешествии одной капельки… (сюжет сказки выставляется на фланелеграфе) “Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния, и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…”. Воспитатель: В каком состоянии находится капелька сейчас? Дети: В жидком. Воспитатель: Правильно Воспитатель: А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими же свойствами обладает вода в жидком состоянии. Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. (Дети идут за столы, где для них приготовлен материал для эксперимента). Я приготовила для вас стаканы с водой. Все эксперименты выполняют сами дети с небольшой помощью воспитателя (если она необходима) Опыт №1 “Определение цвета воды” Воспитатель: Какого же цвета вода? (голубого, зеленого?) Дети делают вывод, что вода – бесцветная. Опыт №2 “Определение запаха воды” (дать понюхать духи) Воспитатель: Какой запах имеют цветы? Духи? (приятный, цветочный, сладкий и т. д.) Воспитатель: А теперь понюхайте воду. Имеет ли она запах? Дети: У воды нет запаха. Опыт № 3 “Определение формы воды” (понадобятся пипетки) Воспитатель: Посмотрите, у меня в стакане вода, если я перелью в колбу (стакан или фужер другой формы) такое же количество воды, что изменится? Дети: Вода принимает ту форму, в которую ее переливают. Воспитатель: А вы налейте на дощечку капельку воды. Что вы заметили? Дети: Вода растекается. Воспитатель: Так имеет ли вода определенную форму? Дети: Нет. Воспитатель: Ой, мы совсем забыли про нашу капельку. Что с ней произошло дальше… “…После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла — и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться…” Воспитатель: Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи, реки – на них образуется лед, и когда выпадает много снега? Дети: Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках. Воспитатель: Все это можно делать только зимой. Почему? Дети: Потому что зимой есть и снег, и лед. Воспитатель: А в каком состоянии находится капелька сейчас? Дети: В твердом. Воспитатель: Правильно. Физкультминутка. - Давайте мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда. А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по группе по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной. Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара. Хорошо, отдохнули. Теперь вернемся на место и продолжим наши опыты. Воспитатель: Мы с вами узнали, что вода может быть жидкой (приём ТРИЗа “Маленькие человечки”.) Покажите это обозначение. Посмотрите, вода налита в разную стеклянную посуду и принимает её форму. Чтобы это лучше было, видно давайте воду, окрасим краской. (Один ребёнок подходит к столу воспитателя и окрашивает воду краской) Как вы думаете, вода всегда может быть жидкой? Дети: Вода может быть твердой и т.д. Воспитатель: Давайте посмотрим на картинки: 1). Посмотрите на включённый чайник (он кипит). Что происходит с водой? (она превращается в пар). Значит, вода может быть паром. Мы обозначим это состояние другим человечком. Воспитатель: А теперь посмотрите на кусочек льда. Какой он? Дети: Холодный, мокрый и т.д. Воспитатель: Положите его на ладошку и понаблюдайте за ним. Что происходит со льдом? Дети: Тает, превращается в воду Воспитатель: Вытрите руки полотенцем. Воспитатель: Значит лёд это тоже вода? Но он твёрдый. Значит, вода может быть твёрдой. Выкладываем третьего человечка. Мы теперь с вами знаем, что вода может быть твёрдой, жидкой и паром. Воспитатель: Проведём ещё такой эксперимент: Насыпьте в стакан с водой немного земли. Какой стала вода? Дети: Чёрная, грязная. Воспитатель: Можно ли пить такую воду? Почему? Дети: В нем много микробов. Воспитатель: А теперь посмотрите на глобус. Всё что нарисовано на нём голубым цветом это вода. Кажется, что её много и на всех хватит. Но это не так, и мы сейчас в этом убедимся. (Показываю 3-х литровую банку с водой.) Представьте что в этой банке вся вода, которая есть на глобусе — это реки, моря, озёра, океаны, болота. (Воспитатель отливает в стакан из банки воду.) Это пресная вода, которая необходима животным и растениям. (Набирает чайной ложкой из стакана воду). Это вода, которую может использовать человек: стирать, умываться, мыть посуду и т.д. (Из ложки набираю воду в пипетку и капаю одну каплю на блюдце.) И только эту каплю, мы употребляем в пищу. Видите как мало чистой, питьевой воды на нашей Земле? Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы сберечь воду от загрязнения и правильно её использовать? Дети: Правильно расходовать. Не загрязнять водоемы и т.д. Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется “Дегустация”. На вид вся вода одинаковая, прозрачная, но по вкусу она разная. Каждый из вас возьмёт стакан и попробует. Кто догадается, что добавлено в воду, должен подойти к столу, на котором лежит то, что я добавила. Педагог обращает внимание детей на грустную капельку, которую незаметно для них поменяла. Воспитатель: Ой, ребята, что-то наша капелька совсем загрустила, давайте мы её порадуем, сделаем для неё открытки и покажем ей какая она красивая в разных состояниях. Мы с вами разделимся на две группы. Одна группа будет делать открытку, где капелька в жидком состоянии (дождь). Вы будете вырезать из синей бумаги капельки и делать елочки способом обрывания бумаги, а вторая группа, где капелька в твердом состоянии (снег) будет вырезать снежинку и тоже делать елочки. Для этого нам понадобятся ножницы, кисточка и клей. Когда вы закончите вырезать надо подойти к столу и наклеить вашу часть на ватман. (Отдельно расставлены столы, на которых лежат ватманы, один — зеленый, второй – желтый, стаканы с кисточками, клей, тряпочки для промакивания.) К концу выполнения аппликации воспитатель незаметно переворачивает капельку. Воспитатель: Смотрите, ребята наша капелька повеселела, увидев, какая она красивая. Воспитатель: Давайте, чтобы наша капелька не грустила больше, прочитаем ей стихотворение 1. В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратится, то в лёд, Растает и снова в поход! 2. По горным вершинам, Широким долинам, Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется. 3. Вокруг обернитесь, В природу вглядитесь! Вас окружает везде и всегда Эта волшебница – наша вода! Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие, что вам больше всего запомнилось, что нового вы узнали? Будете ли вы теперь беречь воду и почему? Дети: Научились с помощью опытов определять свойства воды, запомнили, как определяли воду на вкус и т.д. Воспитатель: Мне очень понравилось работать с такими внимательными, интересными собеседниками. И за эти качества я хочу наградить вас медалями умников и умниц. (награждение) До свидания! Приложение Вода состоит из человечков жидкости они держатся за руки, близко стоят друг к другу. Твёрдый человечек Вода состоит из газообразных человечков, они очень непоседливы и все время движутся Объясни
|