Исследовательская деятельность в дошкольном образовании. |
Познание | |||
Автор: Власова Людмила Сергеевна | |||
26.08.2024 20:29 | |||
Исследовательская деятельность в дошкольном образовании. Я хочу поделиться опытом исследовательской деятельности в детском саду, а в частности наиболее продуктивному – экспериментированию. «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму» -эта китайская пословица, как нельзя лучше передаёт принцип экспериментальной деятельности дошкольников. Задача дошкольного образования на сегодняшний день состоит не только дать необходимые знания, но в большинстве случаев- заинтересовать ребёнка в получении этих знаний; дать современному человеку способ получать эти знания самостоятельно, уметь рассуждать и находить ответы на интересующий вопрос. В моей педагогической практике экспериментальная деятельность помогает справляться с поставленными задачами. Ребёнок с самого рождения исследует этот мир доступными способами: трогает, рассматривает, пробует, слушает, наблюдает. Педагог должен быть союзником в познании мира, не диктовать, а дать возможность ребёнку самому выбирать путь, направляя и подсказывая. Часто мы сталкиваемся с высказываниями: «Он ничего не хочет! Ему не интересно!». Причины отсутствия интереса, пассивности детей в основном вызваны отсутствием интеллектуальных впечатлений. Поэтому превратив обычное задание в формат эксперимента, мы наблюдаем, как ребёнок намного быстрее с ним справляется.
В нашем детском саду для проведения исследований создана и успешно работает на протяжении нескольких лет опытно-экспериментальная площадка «Лаборатория». Разработана программа для детей разных возрастов. Площадка оснащенная разнообразными материалами и оборудованием для их исследования. Дети под руководством воспитателя могут проводить опыты, делать выводы обсуждать их результаты с другими детьми, фиксировать результат на карточках или в альбоме. Непосредственный контакт ребёнка с предметами окружающими его, элементарные эксперименты с ними позволяют познать их свойства, характеристики, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, даёт понять как устроен окружающий мир. Ребёнок в ходе экспериментальной деятельности учится наблюдать, сравнивать, мыслить творчески, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. В результате дети проявляют любознательность к явлениям и предметам с которыми сталкиваются в повседневной жизни, интересуются причинно-следственными связями, самостоятельно придумывают объяснения поступкам окружающих и явлениям природы, основываясь на свой опыт. Педагогическая диагностика и анкетирование родителей показывает положительную динамику. Экспериментирование проходит через все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, учит следовать правилам техники безопасности, стимулирует личностное развитие дошкольника.
|