Долгосрочный проект «Познаем мир вместе» |
Познание | |||
Автор: Архипова Светлана Евгеньевна | |||
02.08.2024 13:28 | |||
Долгосрочный проект «Познаем мир вместе» Архипова Светлана Евгеньевна Прежде чем давать знания, Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков. Развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способностей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника. Развивать познавательно – исследовательскую активность у детей дошкольного возраста эффективно через проектную деятельность. Реализация проекта строится на следующих принципах:
Цель проекта: создание условий для развития у дошкольников познавательно — исследовательской деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, «ученого». Для решения поставленной цели реализуются следующие задачи:
Проект делится на 3 блока: 1 блок «Неизведанное рядом» — возраст 3-4 года. Цель: формировать умения младших дошкольников видеть многообразие мира в системе взаимосвязей, развивать наблюдательность. 2 блок «Я в мире поиска» — возраст 4-5 лет. Цель: расширять способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости. 3 блок «Школа радужных открытий» — возраст 5-7 лет (совместные исследования, проекты: дети – родители — педагог) Цель: развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия. Учить самостоятельно, добывать знания. Приобщать родителей к совместной реализации программы по познавательно – исследовательской деятельности. Перспективное планирование 1 блока «Неизведанное рядом» (приложение №1) Данный блок проекта реализуется в младшем дошкольном возрасте, в этом возрасте отличительная особенность в познании, является: вижу – действую с предметами ближайшего окружения и знакомыми явлениями. В 3-4 года только вводятся элементы проектной деятельности, и дети являются наблюдателями за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание. Планируемый результат освоения 1 блока проекта.
Перспективное планирование 2 блока «Я в мире поиска» (приложение №2) Данный блок проекта реализуется с детьми 4-5 лет, в этом возрасте появляется новая форма в познании: способность понимать слово педагога без наглядности, понимают, что в этом мире все взаимосвязано, причинно — следственные связи лучше познают на знакомых предметах и явлениях, проекты в средней группе могут быть краткосрочными до 2 недель. Планируемый результат освоения 2 блока проекта
Перспективное планирование 3 блока «Школа радужных открытий» Данная часть проекта рассчитана на старший дошкольный возраст, в этом возрасте характерная особенность в познании: самостоятельность, педагог создает условия и руководит процессом. 3 блок проекта основывается на «Методике проведения учебных исследований» автора А.И. Савенкова, особенность данных исследований строится на продуктивных и исследовательских методах. Алгоритм занятий:
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения. Методы стимуляции и мотивации:
Игровые методы:
Почемучки, «лаборанта» или «ученого». Этапы проведения познавательно – исследовательской деятельности: Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Можно выделить несколько возможных стратегий поведения педагога. Первая стратегия заключается в том, что педагог задает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Вторая стратегия предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка, а затем создается особая ситуация, в которой ребенок задается исследовательским вопросом. Третья стратегия связана с привлечением родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта. Со временем дети начинают самостоятельно формулировать исследовательскую задачу, исходя из попытки понимания реальных ситуаций, в которых они оказываются. На втором этапе ребенок оформляет проект. Родители помогают ребенку, но следует помнить, что организатором является ребенок, родители выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу. Третий этап – защита проекта. Ребенок вместе с родителями должен подать заявку на защиту проекта: то есть подойти к воспитателю и записаться в график защит. Важно, чтобы родители подтвердили возможность своего присутствия на защите проекта и помогли ребенку подготовить рассказ о проделанной работе. В день защиты проекта ребенок приносит свою папку с листами и перед началом своего выступления вывешивает их на стенде. Воспитатель помогает ему закрепить листы и расположить их в правильной последовательности. Затем ребенок рассказывает о проделанной работе, показывая указкой на соответствующие изображения, записи и т. п. Четвертый этап. После защиты работа с проектами не заканчивается. Педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, предъявленных в детских проектах. По окончании выставки проекты поступают в библиотеку группы детского сада, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе. Планируемый результат освоения 3 блока проекта детьми 5-6 лет
Старший дошкольный возраст 6-7 лет На 4 году реализации проекта «Познаем мир вместе», основывается на тесном взаимодействии с родителями. Представление своих результатов работы дети представляют на «научном совете», тема для доклада может возникнуть спонтанно (по интересам детей), а может быть запланирована педагогом. Итоговый результат освоения проекта «Познаем мир вместе»
Литература
|