Проект «Хлеб – всему голова» для старшей группы. |
Познание | |||
Автор: Пашкова Диана Родисовна | |||
25.07.2024 13:36 | |||
Проект «Хлеб – всему голова» для старшей группы. Тип проекта: краткосрочный Вид проекта: познавательно – информационный, исследовательский, творческий, семейно-ориентированный. Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и их родители. Цель исследования: формирование у детей преставления о значимости хлеба для человека, о процессе выращивания хлеба (в том числе в старину). Задачи проекта:
Работа с родителями: анкетирование, консультация для родителей, создание вместе детьми рисунков, аппликаций. Изготовление хлебобулочных изделий совместнос родителями и детьми. Этапы реализации проекта:
I этап (организационный). Деятельность педагогов и родителей: определение проблемы, постановка целей и задач, методов работы;
II этап (практический). НОД Познавательное развитии-Ознакомление с окружающим миром.: художественно эстетическое развитие -рисование, лепка. Развитие речи чтение. День недели, дата НОД Понедельник Занятие: 1 половина дня
2 половина дня
Вторник Посадка семян пшеницы: овса, наблюдение за прорастанием.
Среда Рассматривание: серии сюжетных картин: «Как выращивали хлеб наши предки»; альбомов «Злаки», «Хлеб и хлебобулочные изделия». Промотр мультфильма «Хлеб» Четверг Беседы: «Почему хлеб стал называться хлебом?», «Какой был хлеб на Руси?», «Чем полезен хлеб?» Разучивание новых физических упражнений: «Колоски», «Трактора». Пятница Этические беседы на основе прочитанных художественных произведений: Г.Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб», Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» М. Пришвин «Лисичкин хлеб»). 3 этап (заключительный): обобщение результатов работы;
Заключение: В процессе реализации данного проекта у детей повысился уровень знаний по данной теме. Дети узнали, как выращивали хлеб в старину и каким тяжелым трудом он доставался людям, а также получили знания о том, как производят хлебобулочные изделия в наше время. Также дети закрепили знания о людях разных профессий, связанных с выращиванием и выпечкой хлеба. Полученные знания в дальнейшем окажут большое влияние на отношение ребят к хлебу и к неоценимому труду людей, задействованных в его производстве. Приложения Приложение 1. Занятие №1 «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб-всему голова». Программное содержание:
Ход занятия Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить, что каждый день появляется на нашем столе, когда мы завтракаем, обедаем и ужинаем? Дети. Ответы детей Воспитатель: Предлагаю вам отгадать загадку Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. Дети: Хлеб. Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим именно о хлебе. Послушайте, как ласково можно сказать о нем: «Хлеб – хлебушек». С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. Предлагаю вам поиграть в игру «Какой хлеб?» и узнать, каким еще может быть хлеб. Игра «Какой хлеб?» Игра «Какой хлеб?» (подбор прилагательных к существительному) Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения. Хлеб по запаху (какой) — пахучий, душистый, ароматный. Хлеб на вкус (какой) — вкусный, приятный. Хлеб на ощупь (какой) -свежий, мягкий, пышный, чёрствый, твёрдый, воздушный, горячий. Хлеб на вид (какой) — румяный, свежий, аппетитный, белый, черный. Воспитатель: Да, ребята, хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам пришёл хлеб? Дети: Его покупают в магазине. Воспитатель: Конечно, но как же он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб? Дети: Пекут из муки. Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают? Дети: Из зёрен. Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа? Дети: Да хотим. Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают специальные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его? Дети: Тракторист. Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Земля становится мягкой, послушной и рыхлой. Можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле. Физкультминутка «В землю зёрнышко попало» В землю зёрнышко попало, (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, И росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся, И красавцем обернулся. (2 раза) Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. ЗагадкаВ поле вызреет пшеница, день и ночь уборка длится. Кто в уборке хлеба скор? Дети это… (Комбайнёр) Дети: Комбайнёр. Воспитатель: Что же делает комбайнер? Дети: управляет комбайном. Собирает колосья. Воспитатель: Работа комбайнера очень трудная. Они работают с утра до ночи, чтобы вовремя успеть убрать урожай. Комбайнеры даже на обед не приезжают домой, а обедают прямо в поле. Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов? Дети: На мельницу. Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука? Дети: На хлебозавод, пекарню. Воспитатель: Загадка: Замесил в кастрюле тесто, тёплое поставил место. — Круглый пышный каравай, Ну-ка, в печку полезай! Хоть весь в белом, но не лекарь, Свежий хлеб печёт нам... (Пекарь) Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины. А что еще пекут из муки кроме хлеба? Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари. Воспитатель: А как все эти продукты можно назвать одним словом? Дети: Хлебобулочные изделия. Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, послушайте какие пословицы и поговорки о хлебе придумал русский народ. «Без хлеба – нет обеда». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб – будет и песня». «Много свету – много хлеба». «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда». Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна? Дети: Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут. Воспитатель: Какие машины помогают хлеборобам? Дети: Трактора, комбайны, грузовые машины. Воспитатель: Как нужно относиться к хлебу? Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать, лучше остатки собрать и покормить птиц. Воспитатель: Мы с вами большие молодцы, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть к нам на стол. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. Занятие №2 Рисование на тему «Колосок» Цель: расширить знания детей о колоске Задачи: Учить рисовать колосок гуашевой краской, передавая особенности его строения, закрепить навыки рисования с помощью приманивания ворса кисточки. Развивать слуховое внимание, мышление, мелкую моторику. Развивать чувство ритма и эстетическое восприятие. Воспитывать художественный вкус. Демонстрационный: картинки по теме, колоски. Занятие№3 Чтение сказки К.Паустовского «Теплый хлеб» задача: Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Развивать речь, мышление, память детей. Формирование правильного поведения в коллективе. Материал: Портрет К. Паустовского, иллюстрации. Приложение 2 Анкета для родителей «Хлеб всему голова» Любит ли ваш ребёнок хлеб? А) Да Б) Нет В) Не очень Какой хлеб он больше любит: чёрный или белый? А) Чёрный Б) Белый Как часто ваша семья покупает хлеб? А) Каждый день Б) Через день В) Один-два раза в неделю Сколько хлеба вы покупаете? Что вы делаете с оставшимся хлебом? А) Весь доедаем Б) Делаем сухарики, блюда из чёрствого хлеба В) Убираем до следующего раза Г) Собираем крошки, остатки и кормим птиц, домашних животных Д) Выкидываем Какая выпечка нравится вашему ребёнку? Ваше любимое семейное блюдо из муки или чёрствого хлеба (пожалуйста напишите название и рецепт) Приложение 3. Альбомы. Приложение 4 Изготовление хлебобулочных изделий совместно с родителями и детьми.
|