Рассматривание глобуса.
Рассказ ребенка о глобусе.
В конце рассказа воспитатель вовлекает детей в диалог, задавая вопросы.
Посмотрите внимательно на глобус.
Вопросы к детям:
-Мы можем увидеть на разные цвета.
-Каким цветом обозначены равнины?
- Каким цветом обозначены пустыни?
-А темно- коричневым цветом, что обозначено на глобусе?
Как вы думаете, что обозначено голубым цветом?
Предлагает детям показать на глобусе равнины, горы, пустыни, воду.
Воспитатель:
На нашей планете много разных водоемов. Водоём – это место скопления и хранения воды.
- дети, какие водоемы вы знаете? Воспитатель:
Остановимся на каждом из водоемов.
Океан – самый большой водоем (показывает на глобусе). Послушайте стихотворение об океанах
( рассказывает ребенок) Покрыто океанами Три четверти Земли. Глубокие, огромные, Соленые они. Их легко на карте
Сможем отыскать.
Вода в океанах мощна и сильна
Горы может двигать она.
Много животных в океане живут.
Его своим домом зовут.
Воспитатель рассказывает об океане (демонстрация слайдов) Вода в океанах находится в постоянном движении, образуются потоки, которые называются течениями. Причина течений - ветры, которые гонят вдоль материков теплую воду от экватора в полярные широты, а с севера холодные воды возвращаются к экватору. Эти течения влияют на погоду и климат континентов.
Дно океанов - это не только равнины, здесь есть и горные цепи, и вулканы, и глубокие пропасти. В водах океанов обитает множество океанических живых существ.
Воспитатель предлагает детям показать на глобусе, океан.
Воспитатель:
Обратите внимание на водоем гораздо меньшего размера, чем океан - море (показывает на глобусе).
На Земле много морей.
Ребенок рассказывает стихотворение.
Вот оно какое море! Разноцветно-голубое Волнами шумящее, чайками кричащее, чистое, солёное, тёплое, рифлёное. С небом обнимается, Солнцу улыбается!..
Море — часть океана, большое водное пространство, морская вода голубая или голубовато-зеленая.
Если море спокойное и тихое, по нему пробегают небольшие волны и словно языками лижут берег. Моряки тогда говорят, что на море- штиль.
Но бывает море и другим! Грозным, когда морская гладь превращается в бушующую стихию. Это шторм. Волны идут одна за другой. Издали они напоминают водяные валы. У берега волны рассыпаются, а их высокие гребни превращаются в белую кружевную пену. Бушующие волны бьются о скалы.
Почему вода в океанах и морях соленая? Как вам известно, большинство рек впадают в океан. За миллиарды лет, каждая река методично и беспрерывно вымывает соли и минералы, проходя поверхность суши. Растворенные соли вместе с речной водой выносятся в моря и океаны.
Воспитатель предлагает детям показать на глобусе, море.
Воспитатель:
-Дети ,а вы хотите послушать как шумит море.( видео – «шум моря»).
Вопрос к детям:
Каким может быть море?
А сейчас я вам предлагаю пройти к столу и рассмотреть кристаллы морской соли . Опыт «Рассматривание и сравнение кристаллов крупной и мелкой морской соли».
Вопросы к детям:
Чем кристаллы отличаются друг от друга?
На что похожи кристаллы соли?
Для чего используются крупные кристаллы морской соли ?
Для чего используют мелкую морскую соль?
Шум моря в ракушках
Воспитатель:
Существует такое придание, если поднести ракушку к уху, то можно услышать шум моря. Давайте послушаем ,а вдруг и правда услышим шум моря.
Физминутка
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.) Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.) Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.) Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.) Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.) Ищем ракушки в песке (Наклоны.) И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.) Чтоб побольше их собрать, — Надо чаще приседать. (Приседания.) они цвета?
Воспитатель:
- Следующий водоем, о котором я хочу вам рассказать – это озеро.
Ребенок рассказывает стихотворение
Озеро лесное, Дивной красоты, Нежно голубое Зеркало воды. Сосны - великаны, Смотрят сверху вниз. Запах листьев пряный, В воздухе повис. Ветерок ласкает
Голубую гладь,
Липу украшает золотая прядь.
Озера могут быть и солеными и пресными. Если родники выходят на поверхность земли там, где есть большое углубление, то вода заполняет его, и образуется озеро. То есть озеро – это естественное углубление в земле, заполненное водой. Воду в озеро также могут приносить реки. Озеро – то дом для многих животных. В озере живут рыбы и насекомые. На берегу птицы и прибрежные животные.
Воспитатель предлагает детям показать на глобусе,
Составление рассказа детьми по схеме про озеро.
Воспитатель:
-Последний водоем, о котором мы сегодня поговорим – это река.
Стихотворение о реке.
Наблюдаю иногда
Как в реке бежит вода:
Мимо леса, мимо пляжа,
Мимо лошади в пейзаже.
По камням бежит местами,
Под деревьями, мостами.
День бежит, и ночь, и сутки,
Постоять нет ни минутки.
Река – это поток воды текущей в углублении. Река берет свое начало от ледника, горного ручья. Реки бывают двух видов: горная и равнинная. Отличить их просто. Равнинная течет медленно, широко, огибая все препятствия. Горная река бурная течет прямо по узкой долине, на ее пути встречаются водопады и пороги.
В реке вода течет и передвигается, а затем впадает в море (показывает на глобусе). Река обозначена тонкой линией.
Воспитатель просит детей подойти к глобусу и показать реки.
Воспитатель:
Вот мы свами сейчас много интересного про водоемы на нашей планете узнали.
Воспитатель предлагает пройти на ковер и поиграть в игру:
Д/ И «Продолжи предложение»
Вода в море соленая, а в реке (пресная).
Река похожа на ленточку, а озеро на (круг).
На горной реке есть водопады, пороги, а равнинная река течет (спокойно ,огибая все препятствия).
Если море спокойное, то моряки говорят – штиль на море, а если море бурное, то говорят- шторм).
Морское дно бывает ровное, (бывает, что имеет пропасти, пещеры и вулканы).
Река, озера, океаны, моря - как можно назвать одним словом ( водоемы).
Нашу планету называют «Голубой планетой», потому что (на ней много воды)
Воспитатель:
Но давайте не будем забывать, что нашей помощи ждут капельки.
Не только капелькам плохо от того что река грязная, но и сколько животных пострадает, если мы не поможем.
Вопросы к детям:
-Кому еще вода нужна? (люди берут воду, чтобы готовить, пить, купаются, катаются на лодках).
-А людям нужна грязная вода?
-Как же нам сделать, чтобы вода речке стала чистой, что бы, наконец, капельки попали на бал чистой воды, люди стали пить чистую воду, животным стало в реке хорошо жить? (не бросать мусор в реку и т.д.)
В начале занятия вы сказали, что люди загрязняют реку мусором, и когда сбрасывают отходы промышленные предприятия.
Воспитатель:
Пойдем те посмотрим, как это происходит .
Я приглашаю вас в лабораторию, чтобы провести эксперимент! Лаборатория – это место, где работаю лаборанты- экспериментаторы. Они изучают свойства предметов, веществ.
Прежде, чем приступить к экспериментам, нужно помнить о правилах поведения в лаборатории:
- Соблюдать тишину.
- Не брать в руки оборудование без разрешения.
- Не брать в рот никакие предметы.
- Быть аккуратными с материалами и приборами в лаборатории.
Опыт№1
Демонстрация загрязнения воды в реке на макете (бросают мусор, пластиковые предметы, загрязнение реки из трубы )
-Как же нам сделать, что бы река стала чистой ?
Из труб вытекала чистая вода, и не загрязняла реку?
А сейчас я вам предлагаю стать настоящими экспериментаторы - лаборантами и провести опыт по очистке воды.
И тогда вы мне сами скажете, что же нужно сделать, что бы вода в реке стала чистой.
очистить от крупного и плавающего мусора - с помочью сочка;
с помощью магнита - поднять железный мусор;
Опыт№ 2
эксперимент по очистке воды с помощью фильтров.
Дети надевают халаты и по показу воспитателя проводят опыты по очистке воды от железного мусора и от пластиковых отходов.
Опыт № 3
Проводят опыт по показу воспитателя опыт по очистке воды с помощью фильтрации воды.
|