Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия в подготовительной группе «Чистая вода – всем нужна»
Познание
Автор: Лисечко Татьяна Викторовна   
18.06.2024 11:01

Конспект занятия в подготовительной группе «Чистая вода – всем нужна»Конспект занятия в подготовительной группе «Чистая вода – всем нужна»

Воспитатель: ЛисечкоТ. В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 232 «Рябинушка» комбинированного вида 2024г.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Возрастная группа: подготовительная.

Тема занятия: «Приключение капелек».

Цель: формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста путем моделирование проблемной ситуации с использованием опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать конспект

Задачи:

  • образовательные: расширять кругозор детей, закрепить новые знания с помощью демонстрации презентации «Водоемы на планете», познакомить детей со свойствами воздуха в ходе практической деятельности; понимать лексическое значение слов «лаборатория», «экспериментаторы», расширить словарь: «шторм», «штиль», «пороги», «пресная вода», «пропасти» «подводные вулканы»; уточнить знания детей о значении воды в жизни человека.
  • развивающие: развивать умение наблюдать, сосредоточиваться; планомерно и последовательно рассматривать объекты; развивать умение сравнивать, анализировать объект; обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы; развивать внимание, мышление, логику, зрительное и слуховое восприятие, речь.
  • воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом, проявлять интерес к новой информации, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
  • Методические приемы и формы организации деятельности: Рассматривание глобуса. Экспериментальная деятельность – опыты с водой.

Предварительная работа: проведение бесед, формирующих у детей первоначальные знания о воде; рассматривание иллюстраций в энциклопедии, заучивание загадок и стихотворений о воде.

Оборудование аудиозаписи (шум моря, звук сообщения); компьютер, проектор, демонстрационная доска, видеозапись природных явлений (море), слайды: море, озеро, река, океан; мультимедийная презентация; белые халаты для детей; стаканчики, воронки, салфетки марлевые, сочки, магниты, макеты демонстрационные, ракушки, соль морская, лупы.

 

1.Организационный момент, начало занятия.

Цель: организация внимания детей, настроить детей на активную деятельность.

Методы и приемы: игра средней подвижности «Доброе утро»; сюрпризный момент – загадывание загадки, просмотр присланного видео сообщения

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого. Дети охотно отвечают на вопросы и предложения педагога.

Воспитатель:
- Дети, предлагаю встать в круг и сыграть в игру. 
Текст игры:

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Загадка

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)

Воспитатель:
Как вы думаете, что это ? Почему вы так решили?
После загадки слышится- звук сообщения
Воспитатель:
- Дети, слышите, к нам в группу пришло видео послание. Сейчас посмотрим, кто это нам прислал
Воспитатель направляется к расставленным стульям и просит детей присесть на стулья.
Дети рассаживаются перед демонстрационной доской.
Просмотр видео послания
Воспитатель:
- Дети, что случилось с капельками, в какую реку они попали?
-Что капельки увидели на дне? (мусор, бутылки, покрышки от колес)
Почему же вода в реке стала грязной? (люди засоряют реку мусором)?
-Кажется, я знаю, как помочь капелькам. Но прежде чем помочь капелькам посмотрим, сколько воды на нашей планете. А поможет нам в этом - глобус.

 
Организационный момент – игра средней подвижности; использован с целью организации детей.

Сюрпризный момент – загадывание загадки. Видео послание; использован с целью организации внимания детей, поднятия настроения. Содержание загадки определило цель занятия.

Результат организационного момента:

-дети включились в занятие;

- у 100% детей сформировался стойкий интерес к происходящему.

2. Основная часть занятия.

Цель: обогащать знания детей о водоемах (движется, не имеет цвета, присутствует в жизни людей и животных, растений) и способах ее применения человеком;дать представление о роли воды в жизни живых существ, способствовать формированию любви к природе; вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций, активизировать словарь «лаборатория», «экспериментаторы», расширить словарь: «шторм», «штиль», «пороги», «пресная вода», «пропасти» «подводные вулканы»; закреплять умение детей составлять рассказ по схеме; создавать условия для опытно-экспериментальной деятельности; развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.

Методы и приемы: демонстрация мультимедийной презентации (рассматривание слайдов с иллюстрациями и анализ их содержания); опытно-экспериментальная деятельность, индивидуальная помощь педагога.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проявляют интерес к решению проблемной ситуации, внимательно слушают педагога.

Дети, охотно отвечают на вопросы педагога. Дети организованно передвигаются по помещению группы, выполняя задания. Дети проявляют заинтересованность при проведении опытов. Дети свободно выбирают рабочие места, работают индивидуально. Одни дети отвечают быстро, другим воспитатель задаёт дополнительные наводящие вопросы. Все дети целеустремлённо стараются узнать побольше информации о воздухе.

Рассматривание глобуса.

Рассказ ребенка о глобусе.

В конце рассказа воспитатель вовлекает детей в диалог, задавая вопросы.

Посмотрите внимательно на глобус.

Вопросы к детям:

-Мы можем увидеть на разные цвета.

-Каким цветом обозначены равнины?

- Каким цветом обозначены пустыни?

-А темно- коричневым цветом, что обозначено на глобусе?

Как вы думаете, что обозначено голубым цветом?

Предлагает детям показать на глобусе равнины, горы, пустыни, воду.

Воспитатель:

На нашей планете много разных водоемов. Водоём – это место скопления и хранения воды.

- дети, какие водоемы вы знаете?
Воспитатель:

 Остановимся на каждом из водоемов.

Океан – самый большой водоем (показывает на глобусе).
Послушайте стихотворение об океанах

( рассказывает ребенок)
Покрыто океанами
Три четверти Земли.
Глубокие, огромные,
Соленые они.
Их легко на карте

Сможем отыскать.

Вода в океанах мощна и сильна

Горы может двигать она.

Много животных в океане живут.

Его своим домом зовут.

Воспитатель рассказывает об океане (демонстрация слайдов)
Вода в океанах находится в постоянном движении, образуются потоки, которые называются течениями. Причина течений - ветры, которые гонят вдоль материков теплую воду от экватора в полярные широты, а с севера холодные воды возвращаются к экватору. Эти течения влияют на погоду и климат континентов.

Дно океанов - это не только равнины, здесь есть и горные цепи, и вулканы, и глубокие пропасти. В водах океанов обитает множество океанических живых существ.

Воспитатель предлагает детям показать на глобусе, океан.

Воспитатель:

 Обратите внимание на водоем гораздо меньшего размера, чем океан - море (показывает на глобусе).

На Земле много морей.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Вот оно какое море!
Разноцветно-голубое
Волнами шумящее,
чайками кричащее,
чистое, солёное,
тёплое, рифлёное.
С небом обнимается,
Солнцу улыбается!..

Море — часть океана, большое водное пространство, морская вода голубая или голубовато-зеленая.

Если море спокойное и тихое, по нему пробегают небольшие волны и словно языками лижут берег. Моряки тогда говорят, что на море- штиль.

Но бывает море и другим! Грозным, когда морская гладь превращается в бушующую стихию. Это шторм. Волны идут одна за другой. Издали они напоминают водяные валы. У берега волны рассыпаются, а их высокие гребни превращаются в белую кружевную пену. Бушующие волны бьются о скалы.

Почему вода в океанах и морях соленая? Как вам известно, большинство рек впадают в океан. За миллиарды лет, каждая река методично и беспрерывно вымывает соли и минералы, проходя поверхность суши. Растворенные соли вместе с речной водой выносятся в моря и океаны.

Воспитатель предлагает детям показать на глобусе, море.

Воспитатель:

-Дети ,а вы хотите послушать как шумит море.( видео – «шум моря»).

Вопрос к детям:

Каким может быть море?

А сейчас я вам предлагаю пройти к столу и рассмотреть кристаллы морской соли .
Опыт «Рассматривание и сравнение кристаллов крупной и мелкой морской соли».

Вопросы к детям:

Чем кристаллы отличаются друг от друга?

На что похожи кристаллы соли?

Для чего используются крупные кристаллы морской соли ?

Для чего используют мелкую морскую соль?

Шум моря в ракушках

Воспитатель:

Существует такое придание, если поднести ракушку к уху, то можно услышать шум моря. Давайте послушаем ,а вдруг и правда услышим шум моря.

Физминутка

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.) они цвета?

Воспитатель:

- Следующий водоем, о котором я хочу вам рассказать – это озеро.

Ребенок рассказывает стихотворение

Озеро лесное,
Дивной красоты,
Нежно голубое
Зеркало воды.

Сосны - великаны,
Смотрят сверху вниз.
Запах листьев пряный,
В воздухе повис.

Ветерок ласкает

Голубую гладь,

Липу украшает золотая прядь.

 Озера могут быть и солеными и пресными. Если родники выходят на поверхность земли там, где есть большое углубление, то вода заполняет его, и образуется озеро. То есть озеро – это естественное углубление в земле, заполненное водой. Воду в озеро также могут приносить реки. Озеро – то дом для многих животных. В озере живут рыбы и насекомые. На берегу птицы и прибрежные животные.

Воспитатель предлагает детям показать на глобусе,

Составление рассказа детьми по схеме   про озеро.

Воспитатель:

-Последний водоем, о котором мы сегодня поговорим – это река.

Стихотворение о реке.

Наблюдаю иногда

Как в реке бежит вода:

Мимо леса, мимо пляжа,

Мимо лошади в пейзаже.

По камням бежит местами,

Под деревьями, мостами.

День бежит, и ночь, и сутки,

Постоять нет ни минутки.

Река – это поток воды текущей в углублении. Река берет свое начало от ледника, горного ручья. Реки бывают двух видов: горная и равнинная. Отличить их просто. Равнинная течет медленно, широко,   огибая все препятствия. Горная река бурная течет прямо по узкой долине, на ее пути встречаются водопады и пороги.

В реке вода течет и передвигается, а затем впадает в море (показывает на глобусе). Река обозначена тонкой линией.

Воспитатель просит детей подойти к глобусу и показать   реки.

Воспитатель:

Вот мы свами сейчас много интересного про водоемы на нашей планете узнали.

Воспитатель предлагает пройти на ковер и поиграть в игру:

Д/ И «Продолжи предложение»

Вода в море соленая, а в реке (пресная).

Река похожа на ленточку, а озеро на (круг).

На горной реке есть водопады, пороги, а равнинная река течет (спокойно ,огибая все препятствия).

Если море спокойное, то моряки говорят – штиль на море, а если море бурное, то говорят- шторм).

Морское дно бывает ровное, (бывает, что имеет пропасти, пещеры и вулканы).

Река, озера, океаны, моря - как можно назвать одним словом ( водоемы).

Нашу планету называют «Голубой планетой», потому что (на ней много воды)

Воспитатель:

Но давайте не будем забывать, что нашей помощи ждут капельки.

Не только капелькам   плохо от того что река грязная, но и сколько животных пострадает, если мы не поможем.

Вопросы к детям:

-Кому еще вода нужна? (люди берут воду, чтобы готовить, пить, купаются, катаются на лодках).

-А людям нужна грязная вода?

-Как же нам сделать, чтобы вода речке стала чистой, что бы, наконец, капельки попали на бал чистой воды, люди стали пить чистую воду, животным стало в реке хорошо жить? (не бросать мусор в реку и т.д.)

В начале занятия вы сказали, что люди загрязняют реку мусором, и когда сбрасывают   отходы промышленные предприятия.

Воспитатель:

Пойдем те посмотрим, как это происходит .

Я приглашаю вас в лабораторию, чтобы провести эксперимент! Лаборатория – это место, где работаю лаборанты- экспериментаторы. Они изучают свойства предметов, веществ.

Прежде, чем приступить к экспериментам, нужно помнить о правилах поведения в лаборатории:

  1. Соблюдать тишину.
  2. Не брать в руки оборудование без разрешения.
  3. Не брать в рот никакие предметы.
  4. Быть аккуратными с материалами и приборами в лаборатории.

Опыт№1

Демонстрация загрязнения воды в реке на макете (бросают мусор, пластиковые предметы, загрязнение реки из трубы )

-Как же нам сделать, что бы река стала чистой ?

Из труб вытекала чистая вода, и не загрязняла реку?

А сейчас я вам предлагаю стать настоящими экспериментаторы - лаборантами и провести опыт по очистке воды.

И тогда вы мне сами скажете, что же нужно сделать, что бы вода в реке стала чистой.

очистить от крупного и плавающего мусора - с помочью сочка;

с помощью магнита - поднять железный мусор;

Опыт№ 2

эксперимент по очистке воды с помощью фильтров.

Дети надевают халаты   и по показу воспитателя проводят опыты   по очистке воды от железного мусора и от пластиковых отходов.

 
Опыт № 3
Проводят опыт по показу воспитателя опыт по очистке воды с помощью фильтрации воды. 
 
 
 

Дети внимательно слушают воспитателя, активно ведут диалог. Пополняется словарный запас детей. Воспитанники учатся давать полные ответы на вопросы. Педагог старается вовлекать всех детей в разговор вовремя   рассматривания иллюстраций. Педагог

наводящими вопросами подводит детей к установлению причинно-следственных зависимостей и умению делать выводы.

3. Заключительная часть занятия.

Цель: побуждать детей оценивать свою работу и обобщать знания, полученные на занятии.

Методы и приемы: анализ проделанной работы вместе с детьми: воспитатель задает вопросы, дети отвечают;сюрпризный момент – подарки от капелек.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети совместно с воспитателем делают вывод, обсуждают выполненную работу. Дети играют корабликами, которые они изготовили на занятии.

Воспитатель:

Что мы с вами сделали?

С помощью чего мы очищали реку?

Ну вот воду мы   реке очистили, научим взрослых как это надо делать .А сейчас я вам предлагаю отправить капелек на бал чистой воды, там они точно смоют себя грязь. И где нет микробиуса – бактериуса.

Подходят к макету «Чистая река» и опускают туда капелек.

Воспитатель:

Посмотрите, какая чистая река, здесь капельки точно себе бал устроят. Я вам предлагаю отпустить капелек в эту чистую реку на бал.

Слышится звук воды   в группе .За дверью коробка с сюрпризом для детей , надпись «Подарок от капелек»

Результат заключительной части:

дети, отвечая на вопросы воспитателя, анализируют свою деятельность, делают вывод об усвоенном материале. Оценивают свою деятельность.

       
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год