Формирование первоначальных представлений о медицинских профессиях, в рамках ранней профориентации, у детей раннего и младшего возраста посредством технологии «Гость группы» в ДОУ. |
Познание | |||
Автор: Хоменко Екатерина Алексеевна Кривцова Анна Сергеевна Уварова Елена Викторовна | |||
17.06.2024 12:42 | |||
Формирование первоначальных представлений о медицинских профессиях, в рамках ранней профориентации, у детей раннего и младшего возраста посредством технологии «Гость группы» в ДОУ.
воспитатели МБДОУ детский сад № 23 «Островок детства» г. Белгорода Аннотация: авторы рассматривают тему ранней профориентации, посредством технологии «Гость группы», делятся собственным опытом. Ключевые слова: ранняя профориентация, «Гость группы», медицинские профессии, врач, медсестра, ранний и младший возраст.
Ранняя профориентация — это новое направление в психологии и педагогике, целью которого является развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется его кругозор, что способствует раннему проявлению интересов и склонностей к конкретной профессии. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в области «Социально-коммуникативное развитие», сформулированы задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста, для успешной реализации которых первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, так как дети дошкольного возраста любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Развитие личности ребёнка-дошкольника неразрывно связано с накоплением познавательного опыта во многих сферах деятельности человека. Поэтому знакомство с трудом профессий можно рассматривать как одно из сторон развития познавательной активности ребёнка. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, игры, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. Вхождение ребенка в социальный мир невозможен без освоения им первоначальных представлений социального характера. В рамках преемственности по ранней профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Одними из первых профессий, с которыми дети имеют непосредственное соприкосновение с рождения — это медицинские профессии. Именно в детском саду, элементарные знания в области медицинских профессий помогут детям расширить свои познания в этом направлении. Важность профессий медицинского профиля для развития в ребенке гуманности, человеколюбия неоспоримы. А. П. Чехов говорил: «Профессия врача — это подвиг. Она требует чистоты души и помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически» Важно дать понять детям, что врач — добрый и милосердный, потому что дело, которым он занимается, облегчает страдания больного и зачастую спасает ему жизнь. Нужно научить детей относиться к врачам с уважением. Врач, доктор, медицинская сестра, санитарка — это профессии, с которыми необходимо знакомить ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Враннем и младшем дошкольном возрасте представления ребёнка о профессиях ограничены достаточно небогатым жизненным опытом — он знает о работе мамы и папы, воспитателя, профессиях врача, летчика, водителя, продавца и еще немногих. Знания эти порой ограниченны и поверхностны. Однако ориентация в безграничном мире человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. В процессе воспитания ребенка, именно взрослый прививает ему ценностное отношение к труду, формирует у детей систему знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, заканчивая необычными профессиями современного мира. Исходя из вышесказанного, для активизации интереса детей и с целью первоначального знакомства с медицинскими профессиями нами была применена технология «Гость группы». Суть данной технологии заключается в том, что к ребятам в гости приходят их родители и рассказывают о своей профессии. При составлении сценарного плана занятия по данной технологии мы использовали следующий алгоритм. Алгоритм введения технологии «Гость группы»:
Далее мы предлагаем сценарный план-конспект, разработанный нами в рамках первоначального знакомства детей раннего возраста с медицинскими профессиями посредством технологии «Гость группы» Тема: «Знакомство с профессией – медсестра». Цель: активизировать интерес детей к медицинским профессиям. Задачи:
Оборудование: медицинский чемоданчик, игровой набор «Доктор», набор овощей и фруктов», памятки с картинками полезных продуктов и блюд для каждогоребенка. Ход занятия. 1. Сюрпризный момент. К детям, во второй половине дня, перед полдником приходит мама Ани Русаковой (медсестра), она — в медицинской форме, в руках – медицинский чемоданчик. 2. Снятие у детей эмоционального напряжения. Медсестра: -Здравствуйте, ребята, я – мама Ани Русаковой. - Как вы думаете, кем я работаю? (Врачом, доктором, медсестрой). - А почему вы так решили? (на Вас форма медика, в руках чемоданчик врача). 3. Постановка перед детьми игровой задачи - Ребята, я пришла к вам в гости, чтобы рассказать о своей профессии. Я работаю медицинской сестрой в больнице. Медсестра – это помощник врача или доктора. Медсестра ставит уколы, дает таблетки, микстуры, которые выписывает врач. А еще медсестра обрабатывает раны, выполняет перевязки. - Вы знаете, зачем людям нужны врачи и медсестры? (Чтобы помогать людям быть здоровыми, лечат болезни. Медсестра предлагает детям посмотреть, что находится у нее в чемоданчике, называет каждый предмет, рассказывает как его использует в работе). Раздается стук в дверь, приходит Мишка с перевязанным горлом. (Мишку держит в руках воспитатель, он же говорит с детьми «голосом Мишки») Мишка здоровается, затем плачет. Медсестра. - Мишка, почему ты плачешь? Мишка: - У меня болит горло и живот. Медсестра: - А что ты кушал? Мишка: - Я съел несколько пачек мороженого, оно такое вкусное, и теперь я болею. Медсестра: - Дети разве можно есть так много мороженого? (Нет) - Вот видишь, Мишка, дети знают, что если есть только сладости, мороженое, может заболеть горло, живот, может появиться насморк. Нужно есть полезные для здоровья продукты. Мишка: - Я больше не буду есть мороженое (плачет). - А что нужно есть, чтобы не болеть? Медсестра: - Обязательно нужно есть суп, борщ, вторые блюда, творожные запеканки, хлеб, овощи и фрукты. Именно в овощах и фруктах содержатся витамины, которые помогают организму бороться с болезнями. Мишка: - А я не знаю, что такое овощи и фрукты… Медсестра: - Дети, давайте расскажем Мишке про овощи и фрукты. Медсестра показывает овощ или фрукт, дети называют. Медсестра. - Дети, давайте напомним Мишке еще раз, зачем нужно есть овощи фрукты? (Чтобы не болеть) - А что еще нужно кушать, чтобы не болел живот? (Суп, борщ, картофель тушенный, творожные запеканки, салаты, отварную свеклу и т. д) Воспитатель. - Ребята, давайте поиграем, научим Мишку готовить салат из капусты и моркови. (Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим…») Медсестра: - А еще очень полезно пить кефир. Кефир помогает нашему животику переваривать пищу, в кефире находятся такие вещества, от которых растут крепкие зубы, длинные волосы, ногти. Мишка: - Я ни разу не пил кефир. Дети, что такое кефир? -Сейчас дети покажут тебе, как надо пить кефир, чтобы не болел животик. - Но сначала, перед едой надо помыть руки с мылом. - Я не хочу мыть руки, (плачет), зачем мыть руки, не люблю мыть руки! - Руки надо мыть обязательно, потому что на грязных руках могут находиться микробы, они очень маленькие и люди их не видят, микробы попадают вместе с пищей в рот, а затем в живот, и живот начинает болеть. Дети сейчас тебе покажут, как правильно мыть руки. Моют руки. Медсестра помогает. -Теперь покажите, как надо пить кефир. (Пьем до дна, делаем кефирные усики). Мишка пробует кефир, животик перестает болеть, но, плачет, ему больно глотать. Медсестра. - Мишка, ты серьезно заболел, тебе, наверное, нужно поставить укол и сделать компресс, выпить лекарство от горла. Для этого необходимо, чтобы тебя осмотрел врач и выписал лечение. Мишка говорит, что не боится врачей, потому что хочет выздороветь. Медсестра предлагает детям полечить Мишку, ведь она еще принесла с собой чемоданчик с игрушечными медицинскими инструментами. Медсестра: - Ребята, давайте полечим Мишку, дадим ему микстуру, перевяжем горло, лапку, измерим температуру и так далее. Дети играют, а медсестра и воспитатели помогают им. Мишка: - Ой, спасибо, дети, вы меня вылечили, но мне пора возвращаться домой. Медсестра: -Ребята, чтобы вы помнили, о том, как нужно правильно питаться, я раздам вам всем памятки с картинками полезных продуктов и блюд. Медсестра и Мишка прощаются с детьми и уходят. Использование технологии «Гость группы», в рамках ранней профориентации, приносят много положительных эмоций, позволяет познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечениями, вносят в жизнь воспитанников радость от общения, а также прививают определенные социокультурные ценности. Сотрудничество такого рода оказывает положительное влияние на образовательный, воспитательный и развивающий процесс в целом, а также на всех участников образовательных отношений. *
Используемая литература:
|