Информационно – творческий проект «Путешествие в мир кукол» |
Познание | |||||||||||
Автор: Браусова Мария Витальевна Незговорова Марина Сергеевна | |||||||||||
31.05.2024 21:21 | |||||||||||
Информационно – творческий проект «Путешествие в мир кукол» Автор разработчик:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга Санкт- Петербург 2024 г. Паспорт проекта Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Вид проекта: Краткосрочный, информационный, творческий. Цель проекта: Формирование нравственно-патриотических представлений дошкольников и приобщение к народной культуре через ознакомление с куклой (традиционной рукотворной куклой, народной и современной). Задачи:
Актуальность В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой прошлых поколений. Национальная культура становится первым шагом в освоении ребёнком богатств мировой культуры, общечеловеческих духовных ценностей. Русская народная культура является уникальным явлением педагогического процесса — в ней находит свое отражение весь окружающий нас мир (природа, социальная жизнь, внутренний мир человека), она оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Приобщение детей к русской народной культуре сегодня особенно актуально — знать историю своего народа, его обычаи, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными природными, натуральными материалами. Современные дети в основном играют пластмассовыми игрушками фабричного производства и не имеют представления о рукотворных куклах, которыми играли наши предки. Родители ребят также имеют недостаточно знаний о народной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления. Это ведет к потере культурно-исторических ценностей русского народа. Народная кукла наиболее близка детям, она связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки. Проблемность Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка — это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как играли с ней и, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать прошлое своего народа. Мы теряем свою самобытность, духовность, а отсюда нравственные проблемы, которые повлияют на жизнь будущих поколений. Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку. Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей, доступность, постепенность усложнения. Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер Воспитание на основе знакомства с народной куклой дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие человеческие качества: представление о добре и зле, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных мастеров. Деятельность, строящаяся на принципах художественно-эстетического творчества, при работе с куклой, развивает художественно-образное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разные творческие проявления, развивает мелкую мускулатуру пальцев рук, чувство цвета, ритма и пропорции, глазомер, эстетический вкус. Системность обучения направлена на образование у каждого ребенка системы знаний о традиционной кукле, как средстве приобщения к народной культуре (истории возникновения кукол, их значимости и принадлежности), так и системы умений слушать, воспринимать информацию, умении Этапы работы над проектом: I. Поисковый этап
II. Аналитический этап
Сотрудничество с родителями:
«Куклы-обереги на Руси» III. Практический этап. Комплексно-тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка в разных образовательных областях для реализации поставленных задач. Перспективный план реализации проекта
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно – ролевые игры:
Чтение литературы
Дидактические игры:
Подвижные игры:
Предполагаемый результат. - развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям прошлого, к народной культуре, к народному рукоделию, шитью, вышивке, к тряпичной кукле, к русским народным промыслам; - развитие мелкой пальцевой моторики рук; - развитие творческих способностей и эстетического вкуса в процессе изготовления кукол; -развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи в процессе изготовления тряпичных кукол; - демонстрация знаний элементов народной культуры, стремление поделиться своими впечатлениями.
|