Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Информационно – творческий проект «Путешествие в мир кукол»
Познание
Автор: Браусова Мария Витальевна Незговорова Марина Сергеевна   
31.05.2024 21:21

Информационно – творческий проект «Путешествие в мир кукол»Информационно – творческий проект «Путешествие в мир кукол»

Автор разработчик:

  • Браусова Мария Витальевна воспитатель высшей категории
  • Незговорова Марина Сергеевна воспитатель высшей категории

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга Санкт- Петербург 2024 г.

Паспорт проекта

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Вид проекта: Краткосрочный, информационный, творческий.

Скачать проект

Цель проекта: Формирование нравственно-патриотических представлений дошкольников и приобщение к народной культуре через ознакомление с куклой (традиционной рукотворной куклой, народной и современной).

Задачи:

  • Развивать и обогащать представление детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол
  • способствовать развитию познавательной и творческой активности детей, через разные виды деятельности
  • воспитывать уважение и чувство гордости за свою родину и бережное отношение к культуре своего народа.

Актуальность

В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой прошлых поколений. Национальная культура становится первым шагом в освоении ребёнком богатств мировой культуры, общечеловеческих духовных ценностей.

Русская народная культура является уникальным явлением педагогического процесса — в ней находит свое отражение весь окружающий нас мир (природа, социальная жизнь, внутренний мир человека), она оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.

Приобщение детей к русской народной культуре сегодня особенно актуально — знать историю своего народа, его обычаи, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными природными, натуральными материалами.

Современные дети в основном играют пластмассовыми игрушками фабричного производства и не имеют представления о рукотворных куклах, которыми играли наши предки. Родители ребят также имеют недостаточно знаний о народной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления. Это ведет к потере культурно-исторических ценностей русского народа. Народная кукла наиболее близка детям, она связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.

Проблемность

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка — это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как играли с ней и, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать прошлое своего народа.

Мы теряем свою самобытность, духовность, а отсюда нравственные проблемы, которые повлияют на жизнь будущих поколений. Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку.

Проект построен на основе главных методических принципов:

учет возрастных особенностей, доступность, постепенность усложнения.

Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер

Воспитание на основе знакомства с народной куклой дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие человеческие качества: представление о добре и зле, красоте, любви к Родине, родному краю, к родственным корням, уважительное отношение к труду народных мастеров.

Деятельность, строящаяся на принципах художественно-эстетического творчества, при работе с куклой, развивает художественно-образное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разные творческие проявления, развивает мелкую мускулатуру пальцев рук, чувство цвета, ритма и пропорции, глазомер, эстетический вкус.

Системность обучения направлена на образование у каждого ребенка системы знаний о традиционной кукле, как средстве приобщения к народной культуре (истории возникновения кукол, их значимости и принадлежности), так и системы умений слушать, воспринимать информацию, умении

Этапы работы над проектом:

I. Поисковый этап

  • Определение темы проекта, постановка цели и задач
  • Изучение литературы по проектной деятельности
  • Подготовка методической литературы

II. Аналитический этап

  • Введение в проблему – определение системной паутины
  • Подбор демонстрационного материала и наглядно-дидактических пособий
  • Составления ООД
  • Создание презентаций

Сотрудничество с родителями:

  • Привлечение внимания и помощи родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога по выбранной теме
  • Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта
  • Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению куклы

«Куклы-обереги на Руси»

III. Практический этап.

Комплексно-тематическое планирование по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка в разных образовательных областях для реализации поставленных задач.

Перспективный план реализации проекта

п/п

Мероприятия

1

- Организованная образовательная деятельность - Познание (ФЦКМ) «Какие разные игрушки»;

- Организованная образовательная деятельность - Познание (ФЦКМ) «Путешествие в прошлое игрушки»

- Организованная образовательная деятельность- Речевое развитие (Развитие речи) Описательный рассказ «Моя кукла»;

- Организованная образовательная деятельность- Речевое развитие (Развитие речи) Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» по опорной схеме;

-Организованная образовательная деятельность - Познание (Эстетическое воспитание) «История куклы»;

-Организованная образовательная деятельность - Познание (Эстетическое воспитание) «Знакомство с русской народной куклой»;

- Организованная образовательная деятельность Художественно - эстетическое развитие - (Рисование) «Разноцветные узоры»;

- Организованная образовательная деятельность Художественно - эстетическое развитие - (Рисование) нетрадиционное рисование «Дом моделей»

- Организованная образовательная деятельность Художественно - эстетическое развитие - (Аппликация) «Модельер»;

- Организованная образовательная деятельность Художественно - эстетическое развитие (Лепка) «Платье для куклы».

2

- Беседы с использованием презентаций «Кукла моей бабушки»; «Кукла моей мамы»; «Народная кукла»;

- Показ видеоролика «Изготовление кукол»; 
- Просмотр советских мультфильмов «Живая игрушка»; «Машенькина игрушка»; «Старая игрушка»; «Тайна игрушек»; «Волшебный магазин»
- театрализация сказок

3

Продукт проекта:

- Мастер-класс с родителями «Кукла-оберег»

- Создание лепбука «Любопытно об интересном»

- Альбом «Коллекция тканей»

- Альбом «Путешествие в прошлое куклы»

- Презентация проекта

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры:

  • «В гостях у бабушки»
  • «Семья»
  • «Детский сад»
  • «Мастерская кукол»
  • «Прогулка с куклами»
  • Ярмарка «Русской народной игрушки»

Чтение литературы

  • Русские народные попевки, пестушки и потешки
  • Загадывание и составление загадок о куклах
  • Чтение стихотворений об игрушках
  • Русские народные сказки: «Терешечка»; «Матушкина кукла»; «Снегурочка»

Дидактические игры:

  • «Четвёртый лишний»
  • «Составь узор»
  • «Узнай элемент узора»
  • «Волшебный комод»
  • Домино «Мои любимые игрушки»
  • Разнообразные лото и пазлы

Подвижные игры:

  • Русские народные игры «Карусель», «Люлька», «Ярмарка», «Колечко-колечко», «Малечина-калечина».

Предполагаемый результат.

- развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям прошлого, к народной культуре, к народному рукоделию, шитью, вышивке, к тряпичной кукле, к русским народным промыслам;

- развитие мелкой пальцевой моторики рук;

- развитие творческих способностей и эстетического вкуса в процессе изготовления кукол;

-развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи в процессе изготовления тряпичных кукол;

- демонстрация знаний элементов народной культуры, стремление поделиться своими впечатлениями.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год