Авторские дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста |
Познание | |||
Автор: Тюрихина Людмила Евгеньевна Борисова Светлана Владимировна | |||
12.04.2024 11:46 | |||
Авторские дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Воспитатели:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 175» (МБДОУ «Детский сад № 175») г. Нижний Новгород Управление деньгами – жизненно важный навык, который нужно формировать с детства. Финансовая грамотность повышает качество жизни, позволяет эффективно управлять средствами. Как сделать финансовое воспитание ребенка максимально эффективным? Дети лучше всего познают мир с помощью игр. Именно игры наглядно демонстрируют уменьшенную и упрощенную модель будущего, которое их ожидает. Предлагаю наиболее действенные финансовые игры для детей, которые научат ребенка обращаться с деньгами. Дидактическая игра «Хочу и надо!» Цель: Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между понятиями «хочу» и «надо». Правила игры: Определить, к какому понятию: «хочу» или «надо» относиться предмет, изображенный на карточке, и расположить ее под соответствующий символ «!» (надо) или «?» (хочу). Дидактическая игра «Денежка без сдачи». Игра предназначена для детей от 4 до 6 лет. Количество игроков от 1 до 5 человек. Цель: Познакомить детей со всеми разновидностями монет Российской Федерации и научит рациональному использованию денег. Учить детей правильно обращаться с деньгами, отточить навыки устного счета. Развить логическое мышление, выработать начальный навык построения несложных финансовых и математических стратегий. Закрепить основные математические операции – сложение и вычитание, разобраться в категориях «дороже-дешевле», «не хватает на покупку», «без сдачи». Правила игры: Товар можно покупать строго без сдачи. Это правило вынуждает игроков постоянно сравнивать свои финансовые возможности с ценниками товаров и придерживаться определенной стратегии. Перед началом игры рекомендуем провести несколько тестовых игр, чтобы подготовить ребенка к математическим операциям и оценить уровень владения ими. Тестовая игра 1 «Купи». Ребенок по очереди берет карточки товаров, начиная с тех, что подешевле, и заканчивая более дорогими, и подбирает к каждой необходимое количество монеток нужного номинала для покупки. Тестовая игра 2 «Купи все». Взрослый берет несколько карточек (сначала 2, затем 3 и, наконец, 4) и заранее подбирает к каждой из карточек требуемое количество монет. Затем монеты складываются в одну кучу. Задача ребенка – правильно распределить монетки по карточкам товаров, чтобы можно было купить их все. Тестовая игра 3 «Продай». Взрослый берет часть денег себе, а оставшуюся часть вместе с карточками товаров отдает ребенку. Затем покупает у ребенкакарточки, стараясь давать суммы, превышающие стоимость товара для того, чтобы ребенок сравнивал стоимость товара с полученной суммой ивыдавал взрослому сдачу. Тестовая игра 4 «Купи-продай». Взрослый берет часть денег себе, а оставшуюся часть вместе с карточками товаров отдает ребенку. Затем игроки по очереди покупают друг у друга карточки, причем взрослый должен стараться давать суммы, превышающие стоимость товара для того, чтобы ребенок сравнивал стоимость товарас полученной суммой и выдавал ему сдачу. Если тестовые задания не вызывают серьезных затруднений у участников игры, переходите непосредственно к основному варианту игры. Состав игры: кубик с изображенными на граняхноминалами монет–1 шт., карточки товаров с ценниками–14 шт., монеты номиналом 1,2, 5, 10 руб. –80 ш. Подготовка к игре: Поместите все деньги в банк. Затем тщательно перемешайте карточки товаров, снимите 3 верхние карты и положите их на столе картинками вверх, чтобы игроки хорошо видели ценники на каждой из них. Оставшуюся стопку карт положите рядом рубашкой вверх. Проведите жеребьевку и определите, вкаком порядке будут ходить игроки. Главное правило игры – товар можно купить строго без сдачи. Это правило вынуждает игроков постоянно сравнивать свои финансовые возможности с ценниками товаров и придерживаться определенной стратегии, в которой им важно проявлять смекалку и напередпросчитывать свои шаги. Первый игрок бросает кубик и берет избанка монетку в соответствии с выпавшим значением. Важно! Если выпала монетка со звездочкой, игрок берет из банка любую монету на свой выбор. Не всегда замена звездочки на самую крупную монету оправдывает себя. Иногда выгоднее взять 1 рубль и совершить покупку, тем самым повысив количество купленных карточек, чем держать большую сумму наличных, но остаться без товара и проиграть. После броска кубика и получения монет из банка, игрок должен попытаться купить без сдачи одну или несколько открытыхкарточек товара. Дидактическая игра «Что можно и что нельзя купить за деньги». Цель: Формировать понимания того, что не все покупается за деньги; главные ценности- дружба, природа, семья, радость и любовь близких людей – за деньги не купишь. Правила игра: Взрослый раскладывает перед ребенком на столе разрезанные карточки и предлагает выбрать сначала изображения, предмет на которых можно купить. Затем рассматриваются оставшиеся карточки, ребенок объясняет, почему их не купил. Дидактическая игра «Валюты мира». Цель: Формировать представления детей о купюрах разных стран различного достоинства. Правила игры: Карточки с изображение флагов стран и денежных знаков раскладываются на столе. Игрок берет любую карточку, где изображены флаги стран, переворачивает и смотрит изображение на ней, затем берет вторую карточку из другой стопки с изображением денежного знака, анализирует. Если флаг и денежный знак не подходят, то игрок кладет их на место. Если изображение флага и денежного знака подходят, то игрок берет ее себе. В игру вступает следующий игрок. Выигрывает тот, кто больше соберет подходящих карточек.
|