Проектная деятельность По теме: «Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных». Выполнила: Воспитатель подготовительной группы : Гусева Татьяна Геннадьевна
МБОУ СОШ №3 Г. Вышний Волочек 2013 г. Автор : Гусева Татьяна Геннадьевна Образование: высшее педагогическое. Стаж работы: педагогический – 21 лет. В МОУ СОШ №3 – 3 года. База: МОУ СОШ №3, дошкольная группа. Количество групп: 2. В какой группе работает воспитатель: старшая № 2. Количество детей в группе: 21 ребенок.
Скачать полный проект
Какую программу реализует: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Радуга» под редакцией Т.Н.Дороновой, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьевой, Т.И.Гризик, В.В. Гербовой. База Подготовительную группу посещает 21 ребенок, из них 10 мальчиков и 11 девочек. В группе создана развивающая среда. При ее создании учитывались принципы: • Дистанции, позиции при взаимодействии; • Активности; • Стабильности-динамичности; • Комплексирования и гибкого зонирования; • Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; • Эстетической организации среды; • Открытости-закрытости; • Половых и возрастных различий. Актуальность. Реорганизация школьного обучения предполагает прежде всего глубокие изменения содержания знаний, причем не количественные, а существенные изменения этого содержания. Все это, безусловно, требует от учащихся более высокого уровня мыслительной деятельности, причем, начиная уже с первого класса. Перестройка школьного обучения предъявляет повышенные и к подготовке детей к школе, а, следовательно, и к самому процессу обучения дошкольников, как средству их умственного развития. Еще в 1955г. А.П.Усова писала, что готовность детей к школе определяется прежде всего наличием у них достаточного круга представлений об окружающей действительности и развитием речи. Тогда же исключительное значение для умственного развития знаний, с которым ребенок приходит в школу отмечала и Е.И.Радина, требуя одновременно с расширением кругозора детей развивать такие качества, как умение наблюдать и вычленять некоторые признаки предметов, устанавливать на основании этих признаков общность и различие, делать простейшие обобщения, т.е. развивать способность к элементарному синтезу. Однако, если раньше имелось в виду прежде всего обогащение детей знаниями, то в настоящее время воспитание познавательной деятельности дошкольников все больше становится специальной психологической и педагогической проблемой, занимающей центральное место в подготовке детей к школе в соответствии с современными ее требованиями. Быть готовым к школьному обучению означает достигнуть определенного уровня развития мыслительных процессов: ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности. Уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Так что же такое мышление? Мышление – это опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Мышление является опосредованным отражением действительности потому , что оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания. Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков , сторон целого. Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа. С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов.
Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков от других. Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным свойствам. Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям. Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов. Наглядно-действенное. Этот вид мышления оказывается необходимым и незаменимым во всех тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности. Образно-логическое. Характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу , анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов. Словесно-логическое. Особенностью является то, что задача решается в словесной (вербальной) форме. Развитие мышления в дошкольном возрасте. Мышление ребенка проявляется очень рано и продолжает развиваться на протяжении всего дошкольного детства и в дальнейшем. При этом в каждом возрасте есть свои качественные особенности, которые проявляются при решении задач. Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметом. К четырем годам мышление ребенка начинает меняться качественным образом. Некоторые задачи ребенок уже может решать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, средством решения задачи становится образ, а не действие – мышление приобретает образно-логический характер. К пяти годам наглядно-образное мышление становится ведущим типом мышления дошкольников: основным средством решения является образ. В старшем дошкольном возрасте ( 6-7 лет ) продолжается развитие образно-логического мышления, при этом усложняются сами задачи, которые ребенок может решить. К концу дошкольного возраста у детей появляются предпосылки качественно нового типа мышления – словесно-логического. В целом словесно-логическое мышление характерно для школьника и взрослого, однако его элементы начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Теоретическая база Современные исследования в области педагогики и психологии указывают на то, что стремление шести-семилетнего ребенка к осмысливанию того, что воспринимается, - показатель значительных успехов в области логического мышления, которых достигли дети этого возраста. (А.А. Люблинская). В этом возрасте возрастают возможности умственной деятельности – происходит значительный рост обобщенности и последовательности мыслительных операций. Дети начинают выделять существенное в явлениях окружающей действительности, могут сравнивать эти явления, обнаруживать сходные и различные черты. Развивается умение рассуждать, находить не только явные, но и скрытые причины явлений, делать обоснованные выводы. В трудах Н.Н. Поддъякова указывается на то, в этом возрасте интенсивно формируются и развиваются разные способы практических преобразований объектов, направленных на определение и выделение скрытых их свойств. С помощью этих способов дети осуществляют общее обследование различных объектов, начинают выявлять существенные связи. Как отмечено в работах В.В. Виноградовой, в старшем дошкольном возрасте наиболее ярко перед ребенком начинает выступать познавательная задача. Характерным выражением нового направления детской активности являются бесконечные «почему» дошкольника, которые касаются самых разнообразных сторон действительности. Задавая вопрос «почему», ребенок стремится разрешить определенную познавательную задачу и пользуется при этом все имеющиеся в его распоряжении средствами. Еще один важный аспект, на который в свое время указывала А.П. Усова. Знания старшим дошкольникам следует давать не столько в форме отвлеченных словесных рассуждений, а путем организации практических действий, манипуляций с предметами или их изображениями, символами, моделями. « Задача воспитателя,- писала А.П. Усова,- обеспечить наибольший воспитательный эффект, наибольшее развитие способности к обобщению, к самостоятельному нахождению связей усваиваемых знаний и умений».
Выводы. Анализ данных педагогики и психологии показывают: дошкольники развертывают свои познавательные действия в определенной последовательности – вначале вычленяют данное явление как отдельное целостное образование, затем переходят к анализу связей этого явления с той более общей системой, в которой данное явление существует и функционирует, и далее анализируют свойства данного явления. Таким образом, ребенок постепенно при помощи взрослого учится мыслить самостоятельно, согласовывать свои суждения друг с другом и с действительностью. Познавательная задача выступает в ее собственном содержании, как задача овладеть новыми знаниями, обогатить свои понятия о действительности.
Из всего вышесказанного вытекает цель исследования: Организовать системный процесс взаимосвязанных мероприятий, форм и методов организации детской детской деятельности по ознакомлению детей с животным миром, объединенную воспитательно-образовательными задачами, в итоге создающую совокупность условий для развития образно-логического мышления у детей. Концепция Создание проектной деятельности развития образно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста при изучении животных дает возможность: • Самостоятельных наблюдений детей в природе, с последующей оценкой своего поведения, поведения взрослых и сверстников; • Понимание детьми специфики живого организма и установление зависимости его состояния от факторов внешней среды и человека (элементарная исследовательская деятельность детей); • Прогнозирования ребенком общения с природой и человеком и последствия своего отношения к ним; • Проявления детьми эмпатии; • Появления устойчивого познавательного интереса к окружающему миру; • Повышения уровня развития образно-логического мышления; • Проявления дошкольником творческой индивидуальности в разных видах детской деятельности; • Комплексного подхода к диагностической, коррекционной работе с детьми и родителями. Объект исследования: МОУ СОШ №3 дошкольная группа. Реализующий проект «Развитие образно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста при изучении животных» в старшей группе №2. Предмет исследования: Организация совместной деятельности с детьми по ознакомлению детей с животными. Гипотеза: Если для реализации поставленной цели удастся создать условия: • Для развития способности выделять устанавливать закономерности на основе зрительного и мыслительного анализа. • Для обучения детей способам систематизации накопленной и получаемой информации посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация). • Для становления интеллектуальных чувств-переживаний: чувства нового и чувства открытия, любознательности, уверенности в знаниях. • Для формирования у детей бережного отношения к миру животных. • Для воспитания нравственных качеств: уважения, симпатии, доброты, любви. Принципы: • Принцип целостности и уравновешенности развития всех сфер личности ребенка. • Принцип единства переживания, познания и действия. • Принцип интеграции. • Принцип единства диагностики и развития. • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. 2.Анализ допроектной деятельности. В целях обновления содержания воспитательно-образовательной работы с детьми по ознакомлению детей с животным миром на подготовительном этапе проектной деятельности возникла необходимость анализа программно-методического обеспечения педагогической деятельности, развивающей среды в группе, результатов диагностики уровня развития детей. В начале года проводилась диагностика с целью изучения: • Элементарных образных представлений детей об окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. • Умения детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. • Умения устанавливать причинно-следственные и временные связи в природе. Диагностическое обследование проводилось в течение двух недель в виде индивидуальных бесед, что способствовало созданию целостного впечатления об уровне развития образно-логического мышления. (Приложение 2 – 9). Показатели диагностики на подготовительном этапе. Уровни Методика «Нелепицы» Методика «Времена года» Методика «Кто здесь лишний?» Высокий 4 2 2 Средний 8 9 10 Низкий 7 8 7 Диаграмма уровней развития образно-логического мышления детей на подготовительном этапе Методика «Нелепицы» Методика «Времена года» Методика «Кто здесь лишний?» Анализируя данные диагностики на подготовительном этапе можно сделать вывод о том, что к старшему дошкольному возрасту у детей недостаточно развиты представления об окружающем мире и о логических связях ,существующими между объектами этого мира. Дети не всегда ясно, грамматически правильно выражали свою мысль, не могли установить причинно-следственные связи в природе, их рассуждения носили несовершенный характер. Дети не смогли выделить характерные особенности данного сезона. Ответы детей базировались на выделении общих, но не осуществленных признаков объектов. Кроме того, деятельность детей старшего дошкольного возраста носит не гибкий характер. Выделяя в качестве основного для отнесения единичного к соответствующему общему какой-либо из признаков в первом предмете, дети отыскивали его во всех последующих предметах. Анкетирование родителей показало, что родители не уделяют должного количества времени развитию образно-логического мышления у детей. Не используют задания на развитие операций сравнения, обобщения, классификации, анализа. Мало читают, редко задают вопросы по прочитанному, редко дают задания на последовательность событий.
Анализ собранных материалов предоставил возможность получить четкую картину содержания развивающей среды в группе, реальных представлений детей; участия всех сторон воспитательного и образовательного процесса (педагогов, родителей) в развитии детей. Это позволило в дальнейшем спланировать работу, учитывая интерес к миру животных, наметить пути совершенствования воспитательно-образовательной работы, предоставив возможность увлекательно и системно знакомить детей с животными. Проводя работу по самообразованию с целью формирования теоретических представлений по данному вопросу использовались следующие научно-методические материалы и технологии: • «Психология» Р.С. Немова позволила подобрать материал для диагностического обследования образно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста. • «Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7лет» Е.О. Севостьяновой помогла разработать рекомендации педагогам и родителям по развитию у детей образно-логического мышления при ознакомлении детей с животным миром. • «Программа экологического воспитания дошкольников» С.Н. Николаевой помогла разобраться в вопросе приобщения детей к экологической культуре. • «Познание мира животных» М.Н. Сигимовой предоставила научно-практическое обоснование частно-методической проблемы: воспитание растущего человека экологической личностью, способной проявлять эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес, милосердие к живому существу. • «Загадки мира животных» М.Н. Сигимовой помогла подобрать формы, приемы и методы по организации детской деятельности по ознакомлению с миром животных». Анализ диагностического обследования детей и родителей подтвердил необходимость развития образно-логического мышления у детей, а изучение научно-методической литературы позволило мне определиться в содержании, а именно: - Создать систему формирования образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, изучая мир животных. - Активизировать взаимодействие с родителями по вопросу развития мышления детей. Цель: Создать систему взаимосвязанных мероприятий, форм и методов организации детской деятельности по ознакомлению детей с животным миром, объединенную воспитательно-образовательными задачами, в итоге создающую совокупность условий для развития образно-логического мышления у детей.
Задачи: 1.Модернизировать предметно-развивающую среду . 2.Реализовать технологию М.Н. Сигимовой «Познание мира животных», Е.О. Севастьяновой «Хочу все знать!» 3.Создать проектную деятельность по ознакомлению детей с животными, способствующую повышению уровня развития образно-логического мышления. 4. Повысить профессиональную компетентность родителей через социально-культурные мероприятия, включенность родителей в содержательную деятельность дошкольного учреждения . Ожидаемый результат. • Повышение уровня развития образно-логического мышления. У детей развиты образные представления об окружающем мир и о связях и отношениях, существующими между животными, их образом жизни, природой; у детей развиты умственные операции анализа, синтеза. • Дети могут рассуждать логически, грамматически правильно выражают свою мысль. • Обогащение предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие индивидуальности ребенка с учетом его склонностей и интересов. • Участие всех сторон воспитательного и образовательного процесса. Партнерское взаимодействие воспитателей и родителей, организованном на основе программы и наблюдений. • Создание проектной деятельности «Познание мира животных». «Активизация форм работы с родителями».
|