Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
Познание
Автор: Погорелая Ирина Александровна Утусикова Любовь Николаевнв   
07.04.2024 12:35

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗРАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Погорелая Ирина Александровна, воспитатель Утусикова Любовь Николаевна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 59» г. Череповец

Аннотация. В статье предоставлен опыт работы воспитателей по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ через проектную деятельность.

Актуальной педагогической проблемой является социальная интеграция детей ОВЗ в современном социуме. Готовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к жизни, в современном обществе необходимо начинать с детского сада. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое знакомство с миром профессий. Это не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Разностороннее развитие ребенка в раннем возрасте даст возможность найти во взрослой жизни работу, которая поможет раскрыть потенциал и быть полезным.

 

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителе, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, формировать у ребенка готовности самостоятельно планировать и анализировать. Дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности.

Задача заключается не только в коррекции затруднений, но и прежде всего, в расширении и приобретении социального опыта воспитанников.

Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями — одна из главных задач социальной адаптации. Профессиональное самоопределение закладывается уже в дошкольном возрасте. Через знакомство с трудом взрослых, профессиями, посильное участие в трудовой деятельности.

Ранняя профориентация позволяет ребенку приобщаться к жизненным реалиям современного общества.

Ранняя профориентация может выступать средством для адаптации и последующей социализации детей с ОВЗ.

В рамках работы по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ был разработан педагогический проект «Профессии детского сада»

Проект «Профессии нашего детского сада»

Цель проекта: расширение знаний детей о профессиях, о труде сотрудников детского сада.

Задачи проекта:

  • познакомить детей с названиями профессий детского сада: повар, воспитатель, логопед, младший воспитатель, старший воспитатель, заведующий, делопроизводитель, завхоз (заведующий хозяйством)
  • дать представления об основных функциях, которые выполняют работники учреждения
  • развивать коммуникативные навыки, побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями
  • воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада
  • развивать, кругозор, логическое мышление у детей с помощью мнемотехники, морфоанализа (ТРИЗ — технологии)
  • воспитывать у детей дружеские отношения и умения совместно работать в коллективе
  • поощрять стремление находить пути решения в различных ситуациях.

Участники проекта: (взрослые, дети): педагоги группы, обучающиеся подготовительной группы, родители

Тип проекта: информационно- практико-ориентированный, групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный, апрель-май 2021 года

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Дети проводят в детском саду больше времени, чем в дома, поэтому необходимо дать понятие о деятельности сотрудников детского сада. Тема проекта позволяет максимально обогатить знания и представления дошкольников о сотрудниках детского сада и их профессиях. Структура и содержание проекта отражают последовательность ознакомления детей с профессиями людей, которые работают в детском саду.

Виды детской деятельности: морфоанализ (предположение-проверка), использование мнемотехники для обозначения результатов.

Ожидаемые результаты по проекту:

Знание детьми информации о профессиях сотрудников детского сада;

Понимание значения слова «профессия»;

Сформированность элементарных представлений о профессиях сотрудников детского сада;

Вызван интерес к труду взрослых;

Обогащение словарного запаса, развитие связной речи, памяти, коммуникативных навыков;

Развитие индивидуальных нравственных качеств, накопление и обогащение игрового опыта.

Продукт проектной деятельности: лимерики о профессиях детского сада

Интеграция образовательных направлений: социально-коммуникативное, познавательное, речевое

«Профессии детского сада»

Как появилась проблема: однажды утром оказалось, что на группе нет младшего воспитателя. Дети решили, что их не теперь не будут кормить, потому что еду готовил младший воспитатель. Воспитатель сказала, что еду готовит не младший воспитатель, чем очень удивила детей.

Началась беседа на тему «Что делает повар и младший воспитатель. Какие ещё профессии есть в детском саду». Детьми и педагогами было принято решение узнать, какие профессии есть в детском саду и чем эти люди занимаются.

Для решения этих задач был использован морфоанализ. Детям было предложено сделать предположения и занести их в общую таблицу. Так же несколько детей использовали индивидуальные таблицы.

Дети предполагали, какие профессии есть в детском саду, чем занимаются представители этих профессий и как их зовут. Когда данные были занесены в таблицу, дети, у кого были индивидуальные таблицы, отправились проверять свои предположения. Данные заносили в таблицу. Вернувшись в группу, мы продолжили заполнять таблицу. Как оказалось, меньше всего дети знают о профессии заведующего детским садом.

Дети узнали ещё три профессии: старший воспитатель, завхоз и делопроизводитель. Стали делать предположение, чем занимаются представители этих профессий, занесли данные в таблицу.

Сделав предположения, дети отправились их проверять (вместе с логопедом). Вернувшись в группу, продолжили все вместе заполнять таблицу.

Когда таблица была полностью заполнена, дети ещё раз обсудили, какие профессии есть в детском саду, чем занимаются представители этих профессий. Все вместе мы отправились на экскурсию по детскому саду.

Детям было предложено ответить на вопросы по каждой профессии: важна ли эта профессия и почему, можно ли без них обойтись, для кого важно, чтобы в детском саду были представители этих профессий, почему.

Ответив на все эти вопросы, дети сделали вывод: все профессии детского сада нужны, важны не только для детей, но и для их родителей.

После того, как дети узнали о профессиях детского сада им, вместе с родителями было предложено составить лимерики на некоторые профессии.

Итог: цель проекта и его задачи были успешно выполнены.

Список литературы:

  1. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н. Захаров. — М.: Просвещение, 1988.
  2. Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников/ В. П. Кондрашов. — Саратов: Изд-во СГУ, 2001.
  3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
  4. https: //gb. ru/blog/proforientatsiya-detej-rannego-vozrasta/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год