«Скульптор» или немного о пластическом языке скульптуры» (для детей старшего дошкольного возраста) |
Познание | |||
Автор: Яковлева О.Н., Данилова Н.А., Кашаева Д.С. | |||
16.02.2024 09:22 | |||
«Скульптор» или немного о пластическом языке скульптуры» (для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Познакомить с пластическим языком скульптуры. Задачи: Расширять знания детей:
Формировать представление о значении эмоций в художественной деятельности. Учить детей:
Дать представление о выразительности скульптурной формы, материала и фактуры из которой состоит скульптура.
Оборудование: Проектор, презентация с изобразительным рядом: Д. Боннацо. «Аврора» (скульптура из Летнего сада.) Мрамор 18 век.; А. Штробль. «Лилия». Мрамор. 1926 год; «Ника Самофракийская». Мрамор. 3 век до н.э.; А. Майоль. «Ночь». Гипс. Начало 20 века; О.Роден. «Мыслитель». Бронза. Конец 19 века. А.Марц. «Птицы». Бронза. 1970 г. и фото с эмоциями; отрывки из музыкальных произведений, магнитола (бумбокс), разрезные картинки (пазлы). Ход мероприятия. Воспитатель: Ребята посмотрите на фотографию, как можно назвать одним словом? Дети: статуя, фигура, памятник. Воспитатель: Ребята это скульптура. Искусство скульптуры не такое «разговорчивое», как живопись. Чтобы «разговорить» скульптуру, надо изучить её сдержанный язык, язык массы, объёма, выразительности материала, из которого она рождается своим создателем – скульптором, выразительности её движения, жеста, мимики. В Санкт – Петербурге есть музей под открытом небом — Летний сад. Здесь мы можем встретить скульптуру на каждом шагу; она ожидает нас за каждым поворотом аллеи и даже на большой площадке «Времен дня». Посмотрите на экран, вот скульптура Д. Боннацо «Аврора», давайте рассмотрим её. (слайд 1) Спит она или уже просыпается? Будят ли её ранние лучи солнца? как вы думаете? Дети: ответы детей. Аврора, богиня утренней зари! Может, разбудим её стихами? Дети читают стихотворения: — «Я пришел к тебе с приветом» Ф. Тютчев; - «Лучи солнца высоко» С. Есенин - «Занялася заря» Иван Суриков Воспитатель: Молодцы! Кажется, наши стихи пробуждают красавицу. Сейчас она потянется, вздохнет, и проснется. (звучит музыка Вивальди «Весна») Посмотрите, как нежно будят красавицу Аврору ранее солнце: лучи солнца играют бликами на её мраморном теле, как бы оживляя холодный мрамор. Вот статуя венгерского скульптора А. Штробля — «Лилия». Она прекрасная девушка, похожая на белоснежный цветок, она так чиста и так хрупка. (Слайд 2) Скажите «девушка» просыпается или засыпает? Дети: ответы детей. Правильно, вся она тянется руками вверх, навстречу солнцу. Если руки вытянуты вверх, тозначит, она похожа на цветок, который раскрывается или закрывается? Дети: ответы детей. Конечно, он раскрывает свои нежные лепестки – руки. Знаете, я хочу предложить вам: попробуем принять позу девушки – цветка и потянуться навстречу солнцу. (Дети разминаются) показ картины и пластическая игра идут под аккомпанемент музыки Сен-Санса «Лебедь». Воспитатель: Предположим, вы стали скульпторами и вам предложили выразить радость победы посредством скульптурного изображения тела человека. Какую скульптуру вы бы вылепили? Дети: ответы детей. Давайте попробуем с вами как бы прокричать, без голоса, клич победы- «Ура», а теперь прокричим с помощью жеста, напрягшись всем телом. Вот видите, каждый из вас по-разномувскочил и взметнул руки вверх, а у некоторых руки оказались как крылья. Так и вылеплена была статуя богиня Победы «Ника Самофракийская» (Слайд 3). Ей больше двух тысяч лет. Время не пощадило ее: обломаны руки, нет головы, поврежденыкрылья. Вы только представьте, когда то давным-давно она стояла на крутом обрыве у берега моря и победно трубила в рог. Морские волны обдавали её брызгами, и от этого кажется, что ветер обдает её одежду водой. Сейчас она стоит в одном из самых известных музее мира. Воспитатель: Ребята предлагаю нам с вами разделиться на группы и собрать разрезные картинки. (дети собирают). Какая картинка у вас получилась? Кто на ней изображен? Как вы думаете, что хотел передать скульптор? Правильно, этоскульптура женщины, изображающая ночь. Очевидно, ей снится, что то приятное (слайд 4), пластика её тела свободна, раскована. И наконец, я хочу познакомить вас со скульптурой, но прежде чем с ней познакомиться предлагаю вам изобразить вашу мысль. Это статуя Огюста Родена «Мыслитель» изображающая- живую мысль (слайд 5). Мужчину задумался, его тело свернуто в пружину, весь он судорожно сжался: руки напряжены, ноги, и пальцы на ногахподжаты, резко проступают морщины на лбу. Давайте и мы с вами сидя на стульчиках попробуем свернуться в пружину и изобразить из себя мыслителей. Ну, настоящие мыслители! А что нам хотят рассказать через своё движение, через свою пластику «Птицы» скульптура А. Марца (слайд 6)? Они чем-то встревожены? напуганы? Может, машут крыльями и громко кричат, взывая о помощи «Спасите нас!»? Дети: ответы детей. На всех языках крик о помощи звучит одинаково: «О! О! О!» Прокричим этот сигнал вслух, а теперь беззвучно, только движением своего тела. Но движение это должно быть не радостным, как в «Нике Самофракийской», а беспокойным, тревожным. Воспитатель: Предлагаю нам с вами подвигаться и поигратьв «Пластический Этюд» в котором мы вместе с вами будем изображать разные эмоции. Готовы? Тогда первая эмоция, которую мы изобразим 1) Грусть, 2)Восхищение 3) Радость Итог занятия: Что нового вы узнали? (вам понравилось рассматривать скульптуру, «разговаривать сней»? Рассматривая размышлять о том, о чем хотел скульптор нам сказать своей скульптурой? Что было интересного? Что вас удивило? Что было трудно? С какой творческой профессией вы бы хотели познакомиться еще?
|