Картотека опытов для детей дошкольного возраста «Арктика и Антарктика» |
Познание | |||
Автор: Соколова Наталья Евгеньевна | |||
12.02.2024 09:22 | |||
Картотека опытов для детей дошкольного возраста «Арктика и Антарктика» Опыт № 1. С Северным и Южным полюсом мы познакомились при помощи глобуса. Где расположены природные зоны? Каким цветом они обозначены? Почему там всегда холодно? При вращении глобуса (макета планеты Земля), с одной стороны светили фонариком (макет солнце). Сделали вывод: Земля вращается вокруг своей оси, а на северный и южный полюса солнечные лучи длительное время не попадают. Поэтому там всегда холодно. Это самые уникальные точки земли, где существуют полярный день и полярная ночь. Опыт № 2. «Вечная мерзлота». Мы взяли два прозрачных стакана с землей (в одном земля заморожена, а другом нет), и воду одинаковой температурой стали наливать в землю. Сделали вывод: в стакан с замороженной землей вода не впитывается, просочиться внутрь мешает вечная мерзлота. Поэтому в «Арктике» и «Антарктике» снег не тает.
Опыт 3 Опыт № 3. «Почему шерсть животных не намокает в воде». Руку, смазали жиром и опустили в воду – рука покрылась капельками воды, руку вынули, встряхнули и капельки воды удалились. Рука сухая. Вывод: Шерсть и кожный покров животных покрыты тонким слоем жира и поэтому они не намокают и не замерзают, т. к. им достаточно хорошо встряхнуться, и они становятся сухими, не покрываясь слоем льда. Опыт №4 «Загадочное пёрышко». Опустили пёрышко в воду, дети убедились, что оно в воде не тонет и остаётся какое — то время сухим. Вывод: перо у птиц так же смазано тонким слоем жира и поэтому птицы, ныряющие в воду за рыбой, остаются сухими. Опыт № 5 «Лёд легче воды» Лед положили в емкость с водой, понаблюдали: лед не тонет. И сделали вывод: Айсберги — это огромные куски льда, всегда находятся на поверхности воды и не тонут. Опыт № 6 «Чистый ли снег?». Снег положили в тару, обнаружили примеси. Очистили воду при помощи фильтра (бумажного полотенца). Вывод: снег не чистый, так как, падая, он собирает разнообразные примеси – сажу, грязь, на него падает кора, иголки от сосен. Опыт № 7 «Что будет с кипятком на морозе?» Для проведения опыта температура воздуха должна быть ниже – 30С. Дети уже знают, что вода на морозе — замерзает, а что будет с горячей водой? На самом деле это завораживающая картина, не только для детей, но и взрослых. Нам повезло, стояли сильные морозы, и у нас появилась возможность сделать это чудо. Сразу отметим, что дети наблюдали в окно, находясь в группе. Мы налили кипяток в ковш, и вышли на улицу. И ура у нас получилось! Опыт № 8 «Что произойдет с мыльными пузырями на морозе?» Для проведения опыта температура воздуха должна быть ниже – 20С, погода безветренная. Для опыта мы использовали дистиллированную воду – растаявший снег и средство для мытья посуды. Вывод: В морозную погоду мыльные пузыри замерзают очень быстро и превращаются в красивые ледяные шары похожие, на хрустальные. Для знакомства детей с таким явлением, как Северное сияние мы использовали несколько экспериментов художественно – эстетического направления, где дети испытали особенный восторг от работы с нетрадиционными техниками. Способ № 1. Дети рисовали на молоке, добавляя капельки пищевых красителей, и с помощью ватных палочек, смоченных в жидком мыле. В результате получили северное сияние. Опыт № 2. На сухое бумажное полотенце цветными фломастерами нанесли зигзагообразные линии, затем опустили в воду. В результате получили северное сияние. Опыт № 3. Детям были предложены стаканчики с пеной для бритья, в которые они добавили пищевой краситель и размешали палочкой, так мы получили необычную объемную цветную краску. Затем эту краску набрали в шприцы и рисовали северное сияние. Опыт № 4. Необычное отображение природы можно получить при использовании, казалось бы, простых предметов — это обычный кусок столешницы, который при помощи широкой кисти или губки, покрывается гуашью синего цвета, затем прикладывается обыкновенный лист бумаги. Придерживая его одной рукой, другой стягиваем вниз, снимая с поверхности и наш рисунок готов. Каждый раз рисунок не повторяется, у всех он получается разный. Выставка «Удивительный мир Арктики и Антарктики» Рассматривали наглядный материал, который был необходим для расширения кругозора детей, изучения быта северных народов. Это поделки ручной работы из камня (олень, медведь, песец, якут с собакой, якутяночка), картина из оленьей кожи, якутские украшения, иллюстрации с изображением одежды, жилищ. Вот такой наш проект «Удивительный мир «Арктики» и «Антарктики»!
|