Дидактические игры – один и приоритетных приемов по ознакомлению дошкольников с природой. |
Познание | |||
Автор: Ямгутдинова Елена Анатольевна | |||
06.01.2024 22:50 | |||
Дидактические игры – один и приоритетных приемов по ознакомлению дошкольников с природой. Елена Ямгутдинова воспитатель 1кв. Категории МАДОУ “Детский сад №59” Советского района, г. Казань Цель воспитания ребенка – всестороннее развитие личности. Но прежде всего мы должны воспитать не только здоровых детей, а морально здоровых детей. А этого не случится, если мы не научим экологически правильно мыслить и это надо начинать с раннего возраста. Детская душа чиста. Она любит весь окружающий мир, живую и неживую природу. Реагирует на несправедливость, особенно в отношении «братьев наших меньших» Эти чувства должны культивироваться. То, что ребенок научится с младенчества жить в гармонии с природой, не сотрется никакими обстоятельствами. Детский ум пытлив и любопытен, научив ребенка элементарным экологическим знаниям, умения, мы сможем помочь в защите природы будущему поколению. Человек, воспитанный в коллективе, где всем соответствующим поступкам дается правильная оценка, не сможет в будущем отравлять, загрязнять, убивать окружающую среду, природу. В повседневной деятельности и на занятиях дошкольники накапливают представления о явлениях живой и не живой природы, их взаимосвязи, учатся видеть и сравнивать. Наблюдение за природой на участке детского сада, в ближайшем окружении, в групповом помещении остается ведущим методом познания. На занятиях, во время труда на участке, на экскурсиях и прогулках воспитатель раскрывает перед детьми многообразие и красоту окружающего мира, знакомит с различными свойствами и качествами растений, формирует элементарные понятия о растительном и животном мире. Более активному усвоению знаний способствуют эмоциональное отношение детей к тому, о чем рассказывает воспитатель. В ознакомлении детей с природой большую роль играют дидактические игры. Решая поставленные задачи в игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи. В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травяные и комнатные растения. Выделяют два типа дидактических игр с природным материалом: бессюжетные и сюжетные. Игры, в которых все дети выполняют одно- два однородных действия, например, дидактические игры: «Найди Листок», «Найди, о чем расскажу», «Угадай, что съел?» -относятся к бессюжетным и проводятся во всех возрастных группах. Если же в игре действия согласно её правилам, выполняются соответствующими участниками, исполняются роли, а содержание отражает определенный сюжет то эти игры сюжетные — Магазин «Овощи – фрукты», «Почтальон принес посылку». В этих играх требуется некоторые знания, умения применяемые в соответствии с сюжетом. Поэтому такие игры проводятся в старшем дошкольном возрасте. Иногда одни и те же игры в разных вариациях рекомендуются для детей разного возраста. Они усложняются за счет введения дополнительных правил, увеличения количества растений и т. Дидактические игры для детей 3-5 лет. «Найди такой же» Цель: найти овощ (фрукт) по сходству. Игровое действие: поиск предмета, показанного взрослым. Оборудование: две одинаковы коробки с фруктами овощами. Одна для взрослого другая для игрока. Ход игры: взрослый показывает один из предметов из первой коробки ребенку и убирает обратно в нее, дети по очереди находят такой же предмет, показанный взрослым во второй коробке и называют его, описывают его свойства. «Найди, что задумала» Цель: найти овощ (фрукт) по описанию. Игровое действие: поиск предмета, описанного взрослым. Оборудование: коробка с муляжами фруктов, овощей. Ход игры: воспитатель говорит признаки задуманного предмета, ребенок по описанию угадывает. Ответ проверяют, показывая задуманный предмет, вынимая из коробки. «Угадай по вкусу» Цель: узнать предмет при помощи одного из анализаторов. Игровое действие: угадывание с помощью вкусовых качеств предмета. Оборудование: под салфеткой на блюдцах целый фрукт (овощ) и нарезанные кусочки. Ход игры: воспитатель предлагает одному из детей попробовать предложенный кусочек, взятый из любого приготовленного блюдца, перед этим закрыв глаза. После съедания кусочка нужно сказать, что съел. Ответ проверяется показом пробуемого фрукта (овоща). «Расскажи, что задумал, а мы угадаем» Цель: назвать характерные признаки предмета, не называя его. Игровое действие: ребенок берет в руки предмет из коробки, стоя спиной к игрокам и рассматривая, ощупывая его, описывает задуманный предмет. После вариантов детей, поворачивается к игрокам и показывает задуманный предмет. Оборудование: коробка с муляжами фруктов (овощей) Ход игры: воспитатель предлагает ребенку взять предмет из коробки, не показывать его игрокам, описать его признаки. По этим признакам игроки определяют задуманный предмет. Проверяют ответ, показав предмет игрокам. «Найди, что лишнее» Цель: учить в общей группе предметов отбирать и группировать по принадлежности. Игровое действие: игроки из общей массы фруктов, овощей отбирают на отдельные подгруппы овощи и фрукты. Ход игры: воспитатель предлагает разобрать по отдельным корзинам фрукты и овощи, которые привезли в магазин. Оборудование: 2корзины, муляжами фруктов, овощей. В играх с детьми более старшего возраста, задания усложняются путем добавления количества предметов угадывания, рассказыванием о их месте произрастания, что можно из них приготовить и др. Организуя игры для ознакомления с растениями начинаем с простейшего, с листьев, так как младшие дети не все знают о строении деревьев и кустарников. Относительно возраста игра также усложняется. «Найди листок, как у меня» Цель: найти сходство по цвету, форме. Игровое действие: игроки приносят похожий листок. Ход игры: на прогулке воспитатель показывает листок, упавший с дерева на участке и просит принести такой же. «Найди пару» Цель: закреплять, уточнять знания игроков о деревьях, листьях, плодах с этих деревьев. Игровое действие: поиск листьев, плодов с заданного образца. Ход игры: воспитатель показывает лист (плод) от дерева, проговаривая от какого дерева. Дети находят такой же. «Кто быстрее найдет домик листку» Цель: учить соотносить лист к дереву; закреплять знания названий деревьев. Игровое действие: найти по листку дерево на котором он растет. Ход игры: воспитатель раздает листья каждому игроку с заданием подбежать к дереву, на котором этот лист растет. «Задумай, мы угадаем» Цель: описать лист (дерево) и узнать его по описанию. Игровое действие: описание признаков предмета; загадывание загадок про задуманный предмет. Ход игры: один из игроков описывает приметы, загадывает загадку про лист (дерево) другие игроки должны узнать и назвать его. «Из какого семени выросло дерево» Цель: найти целое по части. Игровое действие: поиск целого (дерева) по подсказке. Оборудование: смена, плоды деревьев и кустарников. Ход игры: воспитатель показывает семена, плоды и предлагает детям определить с какого они растения. Планируя дидактические игры по ознакомлению с природой, лучше ориентироваться на изменения, происходящие в окружающей среде. Так весной игры больше связаны, например, с покупкой, посадкой семян, деревьев, кустарников. Осенью, летом обыгрывают игры с листьями, фруктами, овощами. Воспитатель сам может придумать разные варианты игр, вводя в них дополнительные задания, обогатить сведениями об окружающей детей природе. Последовательность проведения игр дается в соответствии с постепенным усложнением целей, с учетом уровня знаний детей о разных видах растений и животных.
|