Проект в младшей группе «Маленькие исследователи» |
Познание | |||
Автор: Мелентьева Марина Александровна | |||
29.11.2023 06:03 | |||
Проект в младшей группе «Маленькие исследователи» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Автор проекта: воспитатель: Мелентьева М.А. г. Шахунья 2022уч. г. Информационная карта Наименование проекта «Маленькие исследователи» Автор проекта Мелентьева воспитатель МБДОУ д/с № 5 «Теремок» Участники проекта Воспитатели, дети 3-4 лет, родители (законные представители) Сроки реализации проекта 02. 09. 2021г. – 25. 03. 2022г. Основания для разработки проекта
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта Актуальность и педагогическая значимость проекта заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Детское экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира. Цели и задачи проекта Цель проекта: Ознакомление детей младшего возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности. Задачи проекта: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Краткая аннотация содержания проекта Данный проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста. В проекте основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей, песком, снегом, водой, воздухом, бумагой, тканью, ветром. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков и другое. Вместе с воспитателем пробуют делать элементарные выводы. Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель. Экспериментальная деятельность с детьми младшей группы проводится во второй половине дня, длительностью15 минут. Опыты проводились как с подгруппой детей, так и индивидуально. Все игры — занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать. Для детей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются. Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта Проект реализуется на базе МБДОУ д/с №5 «Теремок» комбинированного вида. Материально-техническая база:
- пособия для опытов и экспериментирования
- ИКТ (музыкальный центр). -картотеки игр экспериментов Проект не предполагает материальных затрат. 2. Проблема и актуальность проекта В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Проблема обучения дошкольников с окружающим природным миром актуальна и современна, ее решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков, способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира. Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность. А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в ознакомлении детей с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования. Ознакомление детей с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования – это важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку она направлена на определение качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Экспериментальная деятельность позволяет расширить практические знания детей о свойствах и отношениях объектов и предметах. Одна из задач педагога в этом направлении — обеспечить комплексный подход к организации образовательного процесса, психолого-педагогических условий для поддержки самостоятельности ребенка и развития у него интереса к экспериментам, открытиям. Благодаряэкспериментам и опытам ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь. К тому же, очень ярко проявляется детская инициатива и развиваются творческие качества личности. При реализации проекта воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир. Таким образом, проект «ознакомление детей с окружающим природным миром посредством позновательно-исследовательской деятельности» будет основой для создания целостного образовательного процесса по познавательному развитию детей младшего возраста. 3. Сбор и анализ информации по избранной проблеме Вид проекта: Информационно-познавательный, игровой По количеству детей: групповой Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: воспитатель, дети 3-4 лет, родители. Интеграция образовательных областей: -Социально-коммуникативное развитие -Речевое развитие -Познавательное развитие -Физическое развитие -Художественно-эстетическое развитие Педагогические технологии: -Проблемно-игровая ситуация -Информационно-коммуникационные технологии -Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки) -Игровые технологии -Познавательно-исследовательские технологии Формы взаимодействия по проекту: Взаимодействие с детьми:
Взаимодействие с родителями: 5. Анкетирование;
Цель проекта: Ознакомление детей младшего возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности. Задачи для педагога:
Задачи для детей:
- Активизировать речь детей и пополнить словарный запас в процессе ознакомлениядетей младшего возраста с окружающим природным миром в процессе экспериментирования. - Развивать основы сенсорного восприятия. - Развивать предметные действия. - Развивать познавательный интерес детей, любознательность. Ожидаемые результаты проекта. У педагога повышается: -профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов для ознакомлениядетей младшего возраста с окружающим природным миром в процессе экспериментирования. У детей:
- активизируется речь детей, пополнится словарный запас в ознакомлениидетей младшего возраста с окружающим природным миром в процессе экспериментирования. - будут развиты основы сенсорного восприятия, предметные действия. - повысится познавательный интерес детей, любознательность. У родителей: - повысится уровень компетентности в вопросах познавательного интереса детей младшего возраста в ознакомлениидетей окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность. Продукты реализации проекта:
1этапОрганизационный
2 этапПрактический Познавательное развитие: Беседы:
Исследовательская деятельность: «Почему песок хорошо сыплется?»; «Глина: ее качества и свойства»; «Ветер»; «Наблюдение за природными материалами»; «Почему камешки тонут в воде; «На свету и в темноте»; «Изучаем органы чувств человека». Опыты с водой «Свойства и признаки воды»; «Откуда берется вода?»; «Пар – это тоже вода»; «Замерзание жидкостей»; «Разноцветные сосульки»; «Вода льется из крана», «Свойства воды», «Разноцветная вода», «Снег-это вода» и т.д. Опыты с воздухом «Реактивный шарик»; «Упрямый воздух»; «Где теплее?»; Опыты с предметами: Бумага: «Вертушка»; «Бумага, её качества и свойства»; «Кораблик»; «Движение бумаги». «Ткань, её качества и свойства»; «Пластмасса, её качества и свойства»; «Почему всё падает на землю?»; «Как измерить тепло?»; «Твёрдые – жидкие»; Опыты с растениями: «На свету и в темноте»; «Фабрика питания»; «Как увидеть движение воды через корни?»; «Что внутри?»; «Могут ли растение дышать?»; «В погоне за светом»; «В теплоте и в холоде»; Опыты со светом «Уличные тени»; «Солнечные зайчики»; «Свет всюду», игры с зеркалом. Речевое развитие: Художественная литература: Чтение стихов и потешек о воде: «Водичка, водичка!»; «Ай, лады-лады…», «Буль, буль», Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»; К.Чуковский «Краденое солнце». Рассказы: М.Пришвин «Живительный дождик» И.А. Урадова «Жила-была река». А. Лопатина «Почему у земли платье зеленое?» И. РевюСказка «Добрый воздух» Н.А. Рыжов «Как люди речку обидели»; В. Лебедев – Кумач «Закаляйся». Стихотворения: Н. Григорьевой «После дождя»; «Добрый воздух» Ирис Ревю; Ю.Ефремова «Воздух», «Смерч»; Минькова В. «Что такое вода»; Г. Лагздынь «Ветерок»; И. Токмакова «Солнечные зайчики». Потешки, пословицы, поговорки и загадки Пальчиковые игры: «Ах, вода, вода», «Вышел дождик погулять», «Рыбка», «Весна» Дыхательная гимнастика: «Чей пароход лучше?», «Пузырь», «Кораблики» на море. «Воздушный шарик», «Подуть через трубочку», «Подуй наснежинку», Художественно-эстетическое развитие: Изобразительная деятельность: Рисование на мокрой бумаге «Водное царство», Рисование «Дождик», «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья» Социально-коммуникативное развитие: Игровые ситуации «Парикмахерская», «Детский сад», «Аптека», «Магазин» Дидактические игры: «Выложи солнце», «Солнце, вода» — на прищепках, "Поймай воздух", "Буря в стакане" «Времена года», «Собери картинку» — пазлы, «Что лишнее», «Собери солнышко», «Подскажи словечко», «Следы», «Найди различия». Физическое развитие: Закаливание: Утренняя гимнастика на свежем воздухе. Бодрящая гимнастика после сна. Ходьба босиком по массажным дорожкам. Обливание ног. Полоскание полости рта. Обширное умывание. Воздушные ванны. Питьевой режим. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Капелька и тучка», игра-забава «Поймай бабочку», «Раздувайся пузырь»; «Снежинки кружатся», «Солнечный зайчик»; игры с мячом. Взаимодействие с родителями: Анкетирование «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей» Консультации: «Какую роль играет экспериментирование в жизни ребенка» «Эксперименты с детьми в домашних условиях», «Советы для родителей поддерживание интереса детей к экспериментированию», Консультация для родителей по экспериментированию с водой, «Игры с песком», «Игры с водой», «Игры с воздухом», «Игры с бумагой», «Игры с деревом», «Игры с бумагой», посадка лука, овса, цветов. Буклет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через экспериментирование, памятка «Детское экспериментирование», Памяткаэкспериментирование с детьми на прогулке. Родительское собрание «Развитие познавательно — исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома 3 этап Заключительный
-Лэпбук «Морские обитатели» -Выставки рисунков: рисование ватной палочкой «Рыбка», рисование цветным песком Аппликация: «Рыбки в аквариуме», «Лук», «Кораблик». -Проведение с педагогами семинара – практикума «Песочная терапия» «Нарисуй сказку», мастер – класс «Ознакомление детей младшего возраста с окружающим природным миром в процессе экспериментирования» тема: «Воздух невидимка»; Презентация «Технология проектной деятельности в процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой» -Буклет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования» 5. Ожидаемые результаты проекта - дети узнают свойства различных предметов, природных материалов. -расширятся представления детей об окружающем природном мире в процессе элементарного экспериментирования.
6. Заключение и выводы Исследовательская деятельность, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей. Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения. Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений. Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром в процессе элементарного экспериментирования позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. Игра – занятие «Почему тает снег? Игра – занятие «Тонет не тонет» Игра-занятие «Свойства воды» Игра –занятие «Свойства песка»
|