Методическая разработка воспитательного мероприятия «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для детей подготовительной группы |
Познание | |||
Автор: Дюдюкина Наталья Владимировна Баганова Екатерина Сергеевна | |||
31.10.2023 08:25 | |||
Методическая разработка воспитательного мероприятия «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для детей подготовительной группы Авторы:
Самара, 2023 год ПАСПОРТ ПРОЕКТА: Вид проекта Познавательный, открытый, коллективный Тип проекта Информационно – практико — ориентированный. Проект направлен: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Нормативная база Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993 г.) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.) «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН2. 4. 1. 3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15. 05. 2013 г. №26); «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155. Стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 г.
Цель проекта Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в контексте ФГОС ДО. Задачи проекта — формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых. Закреплять и развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей, закреплять умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий, формировать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность Срок реализации проекта Сентябрь 2023 года – ма1 2024 года Ожидаемые результаты Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей. Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников. Участники проекта Дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников. Продукты проекта Лэпбук «Финансовая грамотность»; Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»; План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста; Альбом «Деньги разных стран»; Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта; Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций; Актуальность проекта Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в куплепродаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Грамотность в сфере финансов также, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность проекта «Финансовая грамотность». Содержание проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие. Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в контексте ФОП ДО. Факторы, способствующие реализации проекта:
Формы подведения итогов в конце года реализации проекта:
ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ Этапы проекта 1 этап ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (04. 09. 2023 — 30. 09. 2023 г.)
II этап ОСНОВНОЙ (02. 10. 2023 – апрель 2024 г.)
III этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (май 2024 г.)
|