Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Учебно — методической разработки «Дидактическое пособие – «Лэпбук «Мы живем в Кузбассе»
Познание
Автор: Гуля Ольга Сергеевна   
26.09.2023 20:06

Учебно — методической разработки «Дидактическое пособие – «Лэпбук «Мы живем в Кузбассе»Учебно — методической разработки «Дидактическое пособие – «Лэпбук «Мы живем в Кузбассе»

Автор Гуля Ольга Сергеевна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12», воспитатель, г.Новокузнецк, Кемеровская область – Кузбасс.

Описание: Дидактическое пособие — лэпбук представляет собой папку формата А4, изготовленную из различного материала (пластик, картон, бумага). Лэпбук содержит различныеконверты, кармашки, карточки, вкоторых собрана информация, касающаяся Кемеровской области.

Пособиедает возможность в доступной игровой форме дошкольникам узнать, понять, освоить и закрепить знания краеведческого характера. Содержание папки можно усложнять и пополнять. Лэпбук «Мы живем в Кузбассе» предназначен для обучения детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети уже могут вместе с взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.

 

Скачать конспект

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: организация коллективной творческой деятельности, коммуникативной, проектной деятельности, игровой.

Лэпбук находится в историко-краеведческом музее детского сада, посвященном природе и истории края.

Цель: создать условие для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма и чувства сопричастности к культурно-историческому наследию родного края посредством развивающих заданий и игр.

Задачи:

  • формировать и развивать у старших дошкольников интерес к родному краю, его символике (герб, флаг, культурно-историческим достопримечательностям);
  • воспитывать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культурное наследие;
  • развивать внимание, мышление, память, наблюдательность;
  • способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря.

В лэпбуке собраны следующие материалы о Кузбассе для развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста:

I Символика Кузбасса и городов Кемеровской области

Дидактическая игра «Найди герб, флаггородов Кузбасса»

Дидактическая игра «Путешествие по родному краю»

IIКармашек «Раскраски «Коренные народы Кузбасса»

IIIДидактическая игра «Собери пазлы — 7 чудес Кузбасса»

IVЭкологическое лото «Красная книга Кузбасса»

Дидактическая игра “Подбери правильно”

Дидактическая игра “Что общее? ”

Дидактическая игра “Какая карточка лишняя? ”

VИгры с набором открыток с изображениями объектов города Новокузнецка.

Дидактическая игра «Путешествуем по городу Новокузнецку»

Дидактическая игра «Замочная скважина»

Дидактическая игра «Достопримечательности города»

Дидактическая игра «Улицы моего города»

Дидактическая игра «Найди герб и/или флаг одного из городов Кузбасса».

Цель: создать условие для формирования представлений у детей о том, что не только у страны естьгосударственная символика: флаг, герб, но и у каждой области, города.

Задачи:

  • закрепить элементарные представления о происхождении исимволическом значении изображений на гербе и флаге;
  • учить детей узнавать символику родного края;
  • воспитывать патриотические чувства — любовь к Родине -уважение к флагу, гербу Кузбасса;
  • развивать зрительную память, зрительное восприятие.

Материалы: картинки с изображением герба и флага Кемеровской области, гербов ифлагов городов Кузбасса.

Методика работы: рассматривание с объяснением значения символики города.

Ход игры:

Вариант 1

Воспитатель показывает ребенкугербодного из городов Кузбасса, рассказывает о нем, затем предлагает из предложенных карточек — флагов разных городов Кузбасса найти флаг этого города.

Вариант 2

Воспитатель предлагает из предложенных карточек найти герб и флаг города по описанию.

Вариант 3

Выполнение заданий по составлению описательного рассказа по тому, что изображено на гербе того или иного города Кемеровской области.

Дидактическая игра "Путешествие по родному краю"

Цель: создать условие дляформированияу детей обобщенного представления о городах Кузбасса, гербах и символах, изображенных на них.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить и углублять знания о гербах городов Кемеровской области;
  • формировать первоначальные представления о карте Кемеровской области;
  • сформировать представление у детей об основных функциях государственной символики родного края, о том, для чего нужен герб;
  • формировать элементарные представления о государственных и региональных символах;
  • углубить общее представление о значении цветов и украшения гербов.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к родному краю;
  • способствовать развитию мыслительной и познавательной активности, развитию памяти, внимания, речи.

Дидактический материал: иллюстрации с государственными символами, рисунки с изображением гербов и флагов разных городов Кузбасса. Карточки с городами Кемеровской области.

Описание игры:

Ведущий (педагог) предлагает ребёнку найти герб какого-либо города Кемеровской области и поместить его на карточке города, если изображения совпали, то действия ребёнка – правильные. Предварительно необходимо заменить изображение герба на карточках городов на значимые символы – подсказки. Например: на карточке города есть фигурка коня, которая есть и на гербе города Юрги, значит, именно на карточку города Юрги должен быть помещён герб города.

Кармашек «Раскраски «Коренные народы Кузбасса» (фото 3.jpg)

Цель игры: создать условия длярасширения и обогащения знаний дошкольников о родном крае, истории и культуре народов и народностей, населяющих Кузбасс, воспитание чувства гордости за свою малую родину; воспитание толерантности.

Задачи:

  • воспитывать доброжелательное отношение и уважение к людям разных национальностей;
  • дать понять детям, что все люди похожи друг на друга;
  • закрепить знания детей об обычаях и традициях жителей разных национальностей Кузбасса;
  • развивать ассоциативное мышление и связную речь.

Краткое описание игры: 4 карточкина каждой изображена пара (мужчина и женщина) в национальной одежде: русские; татары; шорцы; телеуты, калмыки.

Ход игры: детям раздаются цветные карточки, на которых изображены различные национальности Кузбасса. Игроки берут по одной цветнойкарточке – образцу и подбирают для раскрашивания черно-белый вариант.

Дидактическая игра «Собери пазлы — 7 чудес Кузбасса»

Цель: создать условия дляформирования и расширения знаний дошкольников об уникальных и наиболее значимых исторических, культурных, архитектурных и природных объектах, расположенных на территории Кузбасса.

Задачи:

  • расширить представления детей о 7 чудесах Кузбасса;
  • развивать интерес детей к одному краю и достопримечательностям;
  • воспитывать интерес, любовь к родному краю;
  • способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, внимания, сосредоточенности;
  • развивать зрительную память, зрительное восприятие;
  • формировать умение складывать из частей целое.

Материалы: шаблоны-образцы изображений 7 чудес Кузбасса.

Правила игры: правильно подобрать части и собрать целую картинку из отдельных кусочков.

Ход игры

Вариант 1

Составить из предложенных частейодно из чудес Кузбасса и рассказать о нём.

Вариант 2

Составить по контурному шаблону. При помощи шаблона-образца собирают из мозаики одно из чудес Кузбасса.

Вариант 3

Составить картинку без помощи шаблона-образца, опираясь

на память.

Дидактическая игра лото «Красная книга Кузбасса»

Цель: сформировать целостное представление об окружающем мире и месте человека в нём, определить уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Задачи:

  • обобщить и уточнить знания детей об охраняемых животных и растениях родного края;
  • развивать умственные способности, зрительное восприятие, сообразительность, быстроту реакции;
  • активизировать процессы внимания и памяти у детей;
  • воспитывать бережное отношение к природе, желание принимать участие в её охране и защите.

Число игроков: 2-5 человек

Оборудование: 5 больших карточек, 30 маленьких карточек с изображением животных и растений Красной книги Кемеровской области.

Описание игры: Игроки выбирают себе по одной большой карточке, и ведущий (взрослый) предлагает детям отправиться в увлекательное путешествие по страницам Красной книги Кемеровской области.

Ведущий последовательно показывает изображения животных и растений на маленьких карточках, сопровождая каждую картинку интересной информацией о данном объекте живой природы. Картинка устанавливается на большой карте игрока, у которого присутствует данное изображение. Выигрывает ребёнок, который первым правильно закроет все изображения на большой карте.

Дидактическая игра “Подбери правильно”

На игровой поверхности раскладываются маленькие карточки картинками вверх. Ведущий предлагает выбрать карточки с изображением:

а) животных;

б)птиц; и т.п.

Участники игры по сигналу ведущего начинают выбирать карточки. Когда все карточки выбраны, игроки проверяют правильность выбора и подсчитывают количество карточек.

Победителем становится тот, у кого оказалось больше всех карточек с заданным признаком.

Дидактическая игра “Что общее? ”

На игровой поверхности ведущий выкладывает три карточки с картинками, имеющими один общий признак. Задача игроков – определить признак и найти ещё карточки с этим признаком.

Выигрывает тот, кто нашёл большее количество подходящих карточек. Он становится ведущим.

Дидактическая игра“Какая карточка лишняя? ”

На игровой поверхности ведущий выкладывает несколько карточек с картинками, имеющими один общий признак и одну лишнюю карточку. Задача игроков – догадаться, по какому признаку собраны карточки, и определить лишнюю. Эта игра способствует развитию логики у детей.

Выигрывает тот, кто первым нашёл верное решение и смог его обосновать.

Игры с набором открыток с изображениями объектов города Новокузнецка.

Дидактическая игра «Путешествуем по городу Новокузнецку»

Цель: активизировать имеющиеся у детей знания об истории города Новокузнецка. Расширять кругозор детей.

Задачи:

  • Формировать умение узнавать по иллюстрациям и рассказывать о достопримечательностях родного города.
  • Закреплять навык образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.
  • Формировать навык согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.

Методика работы:

  • Рассматривание открыток совместно с ребенком.
  • Называние городских объектов: цирк, театр, собор, парк, фонтан, завод, школа, дом, мост, река, музей, вокзал.

Назови предметы ласково: река — реченька, речка; cобор — соборчик; мост – мостик, мосточек; дом — домик; фонтан — фонтанчик.

Назови предметы со словом «городской»: городской парк, городской собор, городская школа, городской фонтан и т. д.

Произвольная беседа о городе.

- Где ты любишь бывать в городе? Как называется река нашего города? Для чего нужны музеи в нашем городе? Какие музеи ты знаешь? и т.д.

Дидактическая игра «Замочная скважина»

Цель: формировать представления о памятниках в нашем городе; развивать память, внимание, пространственное мышление; воспитывать интерес к родному городу.

Комплектность: фотографии с видами достопримечательностей города, лист с замочной скважиной.

Ход игры:

Ведущий перекрывает фотографию листом с замочной скважиной. Рассмотреть ребенок картинку может через отверстие, постепенно передвигая лист с замочной скважиной. Ребенку предлагают рассказать об увиденном месте в городе.

Дидактическая игра «Достопримечательности города»

Ход игры:

Ребенок выбирает иллюстрацию с достопримечательностью города и, не показывая ее другим игрокам, начинает описывать ее. По описанию игроки должны отгадать примечательное место города.

Дидактическая игра «Улицы моего города»

Цель: активизировать имеющиеся у детей знания об истории города Новокузнецка. Расширять кругозор детей.

Задачи:

  • закрепить знания детей о родном городе, улице, где находится детский сад;
  • учить составлять описательные рассказы о зданиях, которые расположены на улице;
  • воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение ко всему, что создано руками людей, живущих в городе.

Ход игры:

Ребенок выбирает фотографию с улицей города, на которой он живет, и рассказывает самостоятельно или при помощи наводящих вопросов педагога.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. −М.: Перспектива, 2011 −143 с.
  2. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф.», М. 2003г. Ковалёва Г.А.
  3. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2005
  4. Кацюба Д.В. История Кузбасса, Изд. 4-е, Кемерово: Кн. изд-во, 1983, 192 с., ил.
  5. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Куликова, Т.А. Куликова. — М.: Издательский центр Академия, 2001 — 416 с.
  6. Колобков М.Н. Исследователи Кузбасса. Кемерово: Кн. изд-во, 1959 58 с.
  7. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007
  8. Красная книга Кемеровской области: Коллектив авторов Издатель Жанр Азия принт, Кемерово, 2012208 (том 1); 192 (том 2)
  9. «Краеведческое воспитание дошкольников» Практическое пособие/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М. 2004г
  10. Леонова Н.Н. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Целевой творческий практико-ориентированный проект. ФГОС ДО. −Волгоград: Учитель, 2015−187 с.
  11. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программыМатова В.Н. «Краеведение в детском саду СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс». 2014
  12. «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015– 2025 годы». — М.: АРКТИ, 2005
  13. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» / Под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. — М.: АРКТИ, 2004

Интернет-ресурсы:

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год