Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование моделирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста в играх – экспериментах.
Познание
Автор: Камальдинова Галина Ивановна   
17.08.2023 12:09

Использование моделирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста в играх – экспериментах.Использование моделирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста в играх – экспериментах.

Камальдинова Г.И., воспитатель первой кв. категории МБДОУ №46 г. Томск

Познавательная активность имеет большое значения для интеллектуального развития ребёнка, для уточнения его знаний об окружающем мире.

В процессе игровой экспериментальной деятельностиособое внимание уделяем моделированию при организации игры-эксперимента. Это помогает совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира в понятийно-логической форме.

Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

 

Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  • чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания
  • быть простой и доступной для создания и действия с ней
  • ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены
  • облегчать познание (М. И. Кондаков, В. П. Мизинцев, А. И. Усмов)

Этапы овладения детьми моделями.

  • Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача — расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.
  • На втором этапе осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.
  • Третий этап самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

Овладение моделированием обеспечивает более эффективное освоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Вначале работы мы с детьми обсуждаем некоторые правила использования и назначения модели, правил замещения, кодирования и декодирования.

Создается ситуация, в которой детям предстоит научить персонажа (Незнайку или Карандаша), забывшего, как и что писать. Дети вспоминают и поясняют все, что они знают и помнят о символах и знаках (активизация и уточнение приобретенного ранее опыта: «Где видели? Для чего используются? Какие знаки и символы бывают? Можно ли создавать их самим?»)

В совместном обсуждении и при рассматривании конкретных символов и знаков обращается внимание детей на знаки обозначающие разную информацию.

Дети представляют, что можно использовать в качестве заместителей (символов, знаков). Далее показывается графическое изображение, определяетсячто оно обозначает. В процессе обсуждения делают вывод, что необходимо знать значение символов и знаков, используемых в моделях, что они должны быть удобны для восприятия (легко понять, прочитать) и воссоздания (легко рисовать).

В старшем дошкольном возрастев ходе игр – экспериментов создается ситуация, которую ребенок решает посредствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.

Например, игра-эксперимент «Что замерзает, а что нет» помогает выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. Дети рассматривают жидкости, определяют различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосудов). Затем заливают соленый раствор, растительное масло, молоко и обычную воду в формочки, ставят на длительное время в холод. Затем вносят формочки, рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие — нет. Дети делают вывод: одни жидкости замерзают быстрее, другие медленнее; устанавливают зависимость температуры замерзания жидкости от ее плотности.

Так, используя моделирование увиденных процессов, дети успешно познают не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения, формируя способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности должны создаваться такие ситуации, которые ребенок разрешал бы посредством проведения опыта и, анализируя, делая вывод, умозаключение, самостоятельно овладевал представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Литература:

  1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. М., 1993г.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов. ДОУ. -В., 2004г.
  3. Маневцова Л.М.., Саморукова П.Г. Мир природы и ребёнок. Учебное пособие. СПб., 1998г.
  4. Николаева С.Н. Экологическое образование для устойчивого развития. Анализ основополагающих нормативных документов. Дошкольное Воспитание.-2018. -№1. -с. 4-11.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год