Использование моделирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста в играх – экспериментах. |
Познание | |||
Автор: Камальдинова Галина Ивановна | |||
17.08.2023 12:09 | |||
Использование моделирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста в играх – экспериментах. Камальдинова Г.И., воспитатель первой кв. категории МБДОУ №46 г. Томск Познавательная активность имеет большое значения для интеллектуального развития ребёнка, для уточнения его знаний об окружающем мире. В процессе игровой экспериментальной деятельностиособое внимание уделяем моделированию при организации игры-эксперимента. Это помогает совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира в понятийно-логической форме. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
Этапы овладения детьми моделями.
Овладение моделированием обеспечивает более эффективное освоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста. Вначале работы мы с детьми обсуждаем некоторые правила использования и назначения модели, правил замещения, кодирования и декодирования. Создается ситуация, в которой детям предстоит научить персонажа (Незнайку или Карандаша), забывшего, как и что писать. Дети вспоминают и поясняют все, что они знают и помнят о символах и знаках (активизация и уточнение приобретенного ранее опыта: «Где видели? Для чего используются? Какие знаки и символы бывают? Можно ли создавать их самим?») В совместном обсуждении и при рассматривании конкретных символов и знаков обращается внимание детей на знаки обозначающие разную информацию. Дети представляют, что можно использовать в качестве заместителей (символов, знаков). Далее показывается графическое изображение, определяетсячто оно обозначает. В процессе обсуждения делают вывод, что необходимо знать значение символов и знаков, используемых в моделях, что они должны быть удобны для восприятия (легко понять, прочитать) и воссоздания (легко рисовать). В старшем дошкольном возрастев ходе игр – экспериментов создается ситуация, которую ребенок решает посредствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении. Например, игра-эксперимент «Что замерзает, а что нет» помогает выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. Дети рассматривают жидкости, определяют различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосудов). Затем заливают соленый раствор, растительное масло, молоко и обычную воду в формочки, ставят на длительное время в холод. Затем вносят формочки, рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие — нет. Дети делают вывод: одни жидкости замерзают быстрее, другие медленнее; устанавливают зависимость температуры замерзания жидкости от ее плотности. Так, используя моделирование увиденных процессов, дети успешно познают не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения, формируя способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности должны создаваться такие ситуации, которые ребенок разрешал бы посредством проведения опыта и, анализируя, делая вывод, умозаключение, самостоятельно овладевал представлением о том или ином физическом законе, явлении. Литература:
|