Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в образовательной и игровой деятельности. |
Познание | |||
Автор: Дубова Инна Александровна | |||
20.07.2023 14:01 | |||
Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в образовательной и игровой деятельности. Воспитатель МБДОУ №79 Дубова И.А. г. Белгород Аннотация: Авторы статьи знакомят с актуальностью обучения дошкольников финансовой грамотности, а также с содержанием программы «Юные финансисты» Ключевые слова: дошкольники, финансовая грамотность В современном обществе каждому человеку необходимо быть финансово грамотным, чтобы правильно распределять доходы, планировать расходы, не попадаться на уловки мошенников и много еще что входит в понятие «финансовая грамотность». Нужна ли детям финансовая грамотность? Мы отвечаем «Да». Детям нужны минимальные представления и знания необходимые для адаптации в социуме. Многие дети испытывают трудности в ответах на такие вопросы: Зачем нужна та или иная профессия? Для чего нужна реклама? В чем нуждается семья, в которой ты живешь? и т. д. К 6 годам у детей происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой сфер личности, оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация, поэтому обучение финансовой грамотности в дошкольном детстве – это обязательный процесс нашего времени. Для того, чтобы дети могли осознанно относиться к потребностям, тратам, трудовым отношениям была разработана программа «Юные финансисты». Она включает в себя несколько разделов.
Первый раздел «Наши семьи» включал в себя работу по формированию понятий: что должны делать родители, чтобы обеспечить свою семью, где и кем они работают, что такое «доход», «расход», «бюджет», что у каждой семьи свой бюджет, так как все родители получают разную зарплату. В следующем разделе по теме «Деньги», дошкольники узнали, что такое деньги (средство обмена). Познакомились с историей денежной единицы России в прошлом, денежными единицами разных стран, могли их сравнить по внешнему виду. По теме «Цены», ребятам было рассказано, что каждый товар имеет свою цену. Цена зависит от качества товара: чем лучше качество, тем вещь дороже. В игровой форме проводилась «Выставка-распродажа» различных товаров, где дети пробовали сами оценивать товар. В ходе организованной образовательной деятельности по разделам «Потребности человека» и «Трудовая деятельность взрослых», проводились беседы «Что нужно человеку для жизни», где дошкольники формировалось понятие, «хочу» и «надо», о значении труда человека в удовлетворении своих потребностей. Используя технологию «Гость группы» дети знакомились с профессиями своих родителей, осознавая, ценность труда для других людей и семьи. По теме «Сбережения» у дошкольников формировалось понятие «сбережения», то есть, как можно накопить на то, что ты хочешь (на какую – то дорогую вещь или на отдых). Узнали, что сбережения можно откладывать и хранить дома, в копилке или вкладывать в сберегательный банк. В изучении разделов «Реклама», «Бартер», дети узнали, что такое «реклама», какое значение она имеет для продажи товаров (реклама – двигатель торговли), об истории её возникновения. Рисовали «рекламные листовки», в которых рекламировали свои любимые товары. Познакомились с понятием «бартер» (меняют одну вещь на другую без денег). Понятие «Богатство» у детей формировалось во время проведения бесед «Что такое богатство?», «Что нужно, чтобы быть счастливым?», «Если бы у тебя было много денег?» (ТРИЗ) и в использовании дидактических игровых пособий «Выбери все, что ты хочешь», «Что можно и что нельзя купить за деньги». Дошкольники понимали, что за деньги можно купить какую – либо вещь, а главные ценности жизни: любовь, жизнь, здоровье – купить нельзя. Также познакомились с понятием «благотворительность» (добровольное оказание помощи тем, кто в ней нуждается). Сделать финансовую грамоту понятной очень помогали сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Супермаркет», «Денежкин домик», «Рекламное агентство», «Салон красоты», «Ателье», «Кафе», «Театр», «Пиццерия», где дети постигали смысл труда, воспроизводили трудовые процессы взрослых и одновременно «обучались» экономике. В играх моделировались реальные жизненные ситуации, в ходе которых у дошкольников появлялся интерес к деньгам, правильное к ним отношение, учились соблюдать последовательность совместных действий всех участников, с которыми необходимо было договориться, объединить усилия, суметь правильно спланировать ход игры, сделать соответствующие выводы. Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывали у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогали концентрировать внимание на учебной задаче, которая становилась не навязанной извне, а желанной, личной целью. Таким образом в игровой форме и образовательной деятельности у старших дошкольников формировались представления о многих профессиях, о назначении сберегательных банков, о семейном бюджете, научились соотносить свои желания с возможностями семьи.
|