Ознакомление детей дошкольного возраста с достопримечательностями родного края через макетирование. |
Познание | |||
Автор: Музыка Н.И. Жердева Т.В. Боброва К.В. | |||
13.07.2023 12:18 | |||
Ознакомление детей дошкольного возраста с достопримечательностями родного края через макетирование. Макет одного из первых детских садов г. Новосибирска (Новониколаевска) — «ПЕЧАТНИК». МАДОУ д/с №102 г. Новосибирск Авторы:
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать» Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю, городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил в детский сад и школу, с двором, где гулял с бабушкой. Поэтому, решение вопросов духовно-нравственного воспитания детей сегодня, родители которых выросли в переломную историческую эпоху, по словам Ю.М. Лотмана — осложняется «Разобщённостью поколений по отношению к нравственным ценностям, семейным корням».
В конституции РФ зафиксирована «Общенародная ответственность перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности». В Послании Президента В.В. Путина Федеральному собранию РФ (декабрь 2012) и в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (в редакции от 29. 05. 2015) – президент наметил для страны «…нравственные ориентиры», сформулировал национальную идею (6, с. 1), «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». На современном этапе общепризнано — ознакомление с родным краем, его историей и культурой, красотой природного и рукотворного мира, неразрывно связано с формированием у дошкольников чувства патриотизма и развитием духовности. Исходя из этого основными задачами в этом направлении мы рассматриваем:
Используем формы и методы, повышающие познавательную активность детей:
Создавая условия для ознакомления старших дошкольников с историей и достопримечательностями Новосибирска, мы способствуем обогащению нравственно-патриотических установок и родителей воспитанников. Так как — общепризнано – духовная культура выполняет функцию социальной памяти, передаёт ценнейший человеческий опыт из поколения в поколение. А процесс формирования духовно — нравственной сферы зависит от моральных норм и традиций воспитания в конкретной семье. Таким образом, стимулируя интерес у родителей воспитанниковк истории нашего города посредством макетирования, даёт возможность добиться единства воспитательных действий педагогов и родителей, объединить усилия семьи и детского сада по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, что способствует развитию чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, к истории родного города. Это существенно обогащает содержание работы по формированию и развитию интереса детей к культурному наследию и достопримечательностям родного края. Основываясь на этом, мы убеждены — содержание работы педагогов и родителей по ознакомлению детей с историческими объектами Новосибирска, будет способствовать единению семейных поколений, развитию, совершенствованию чувства патриотизма, духовности старших дошкольников и их родителей. В образовательных программах дошкольного образования основные цели в работе с детьми по направлению «Познавательное развитие» определены следующим образом: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». Наряду с традиционными методиками для развития познавательной сферы детей в дошкольных учреждениях используем инновационные педагогические технологии. Мы считаем, что наиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности расширению познавательной сферы детей дошкольного возраста, является метод макетирования. Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка. В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребёнка. Ребёнок в процессе использования макетов в игре начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных, пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие независимо от действий и желаний самого ребёнка. Игра с макетами, отражающими исторические достопримечательности родного края является более высокой степенью развития познавательной сферы детей, она востребована детьми и способствует «…Формированию гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Значимость этой работы заключается в том, что, познавая историю своей семьи, родного края, дети и их родители узнают о историческом прошлом и настоящем, у них развивается чувство принадлежности к определённой семейной культуре, сопричастности к событиям, происходившим и происходящим в семье, родном крае, Отечестве. Дети получают элементарные исторические знания, которые влияя на эмоциональную сторону личности, помогают включить духовно-нравственные ценности во внутренний духовный мир ребёнка, что способствует развитию самосознания и мировоззрения, формирует образ малой Родины и Отечества. Опыт показывает, родители с удовольствием включаются в творческий процесс деятельности посредством макетирования, проявляют интерес к достопримечательностям города, выполняя совместные творческие детско-родительские проекты. Мы уверены, что — привлечение родителей воспитанников к деятельности в рамках макетирования, будет способствовать важности обратного эффекта. Заключается он в следующем — дети становятся инициаторами:
И если раньше информация, направленная на формирование нравственно-патриотических качеств личности, шла от старших в роду к младшим, то, в рамках макетирования, через совместное выполнение макетов проецируется — от ребёнка к взрослому – родителям. Мы убеждены, что разобщённость поколений сегодня можно восстановить в таком порядке. Макет «Детский сад «ПЕЧАТНИК» В XVII-XIX вв. общественное воспитание детей дошкольного возраста в России существовало в виде благотворительных учреждений по призрению детей подкидышей, воспитательных детских домов при монастырях и церквях; распространено было индивидуальное частное призрение детей-сирот семьями горожан и крестьян. В целом, существовавшая в дореволюционной России система дошкольного воспитания как в народной, так и в дворянской среде базировалась на традиции семейного воспитания. Такая модель воспитания не нуждалась в существовании специальных учреждений. Идея детского сада-яслей пришла в Россию в XIX в. с первыми симптомами изменения традиционного характера семейных отношений и новой роли женщины в индустриальном обществе. В Новониколаевске первое учреждение для детей-сирот было открыто 26 мая 1906г. Первые детские сады появились после IIВсероссийского съезда по дошкольному воспитанию 1921г. Один из первых детских садов, появившихся в Новониколаевске (Новосибирске), был детский сад ЖАКТ «Печатник» (заведующая Миронова Ф.). Здание находится г. Новосибирск, на улице Свердлова, д. 19. Двухэтажное деревянное административное здание построено в начале 20-х годов прошлого столетия. Объект расположен в 70 метрах от ул. Красный проспект. В соседнем аналогичном доме с 1917-1918 годов располагались типографии первых революционных изданий Ново-Николаевска- «Свободная Сибирь», «Дело революции», «Советская Сибирь». Внешний вид здания и внутренняя планировка в настоящее время, практически не изменены. В связи с этим, мы приняли решение создать макет детского сада «ПЕЧАТНИК», для ознакомления детей с историей родного края. Цель: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре малой родине- городу Новосибирску, его достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родному краю. Задачи:
|