Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Ознакомление детей дошкольного возраста с достопримечательностями родного края через макетирование.
Познание
Автор: Музыка Н.И. Жердева Т.В. Боброва К.В.   
13.07.2023 12:18

Ознакомление детей дошкольного возраста с достопримечательностями родного края через макетирование.Ознакомление детей дошкольного возраста с достопримечательностями родного края через макетирование.

Макет одного из первых детских садов г. Новосибирска (Новониколаевска)«ПЕЧАТНИК». МАДОУ д/с №102 г. Новосибирск

Авторы:

  • Музыка Н.И.
  • Жердева Т.В.
  • Боброва К.В.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать»
Д.С. Лихачев

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю, городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил в детский сад и школу, с двором, где гулял с бабушкой. Поэтому, решение вопросов духовно-нравственного воспитания детей сегодня, родители которых выросли в переломную историческую эпоху, по словам Ю.М. Лотмана — осложняется «Разобщённостью поколений по отношению к нравственным ценностям, семейным корням».

 

В конституции РФ зафиксирована «Общенародная ответственность перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности».

В Послании Президента В.В. Путина Федеральному собранию РФ (декабрь 2012) и в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (в редакции от 29. 05. 2015) – президент наметил для страны «…нравственные ориентиры», сформулировал национальную идею (6, с. 1), «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

На современном этапе общепризнано — ознакомление с родным краем, его историей и культурой, красотой природного и рукотворного мира, неразрывно связано с формированием у дошкольников чувства патриотизма и развитием духовности.

Исходя из этого основными задачами в этом направлении мы рассматриваем:

  • познакомить с культурными ценностями и традициями города Новосибирска (историческое прошлое, достопримечательности, традиции).
  • Приобщать детей к истинно человеческим ценностям, традициям, формировать у них эмоционально-ценностное отношение к объектам социальной действительности.
  • Формировать целостную картину мира, давая представление о связи времен, поколений и культур.
  • Способствовать развитию бережного отношения к городу, его природе, достопримечательностям, культурным ценностям.
  • Воспитывать у дошкольников чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Используем формы и методы, повышающие познавательную

активность детей:

  • разнообразная совместная творческая деятельность взрослых и детей (в том числе трудовая -моделирование исторических объектов)
  • экскурсии по культурным и историческим местам г. Новосибирска
  • обсуждение, постановка проблемных вопросов и поиск ответов на них
  • чтение художественной литературы
  • рассказы взрослых о Новосибирске, истории и культуре родного города
  • рассматривание картин, иллюстраций к книгам, фотоальбомов с историческими памятниками.

Создавая условия для ознакомления старших дошкольников с историей и достопримечательностями Новосибирска, мы способствуем обогащению нравственно-патриотических установок и родителей воспитанников. Так как — общепризнано – духовная культура выполняет функцию социальной памяти, передаёт ценнейший человеческий опыт из поколения в поколение. А процесс формирования духовно — нравственной сферы зависит от моральных норм и традиций воспитания в конкретной семье.

Таким образом, стимулируя интерес у родителей воспитанниковк истории нашего города посредством макетирования, даёт возможность добиться единства воспитательных действий педагогов и родителей, объединить усилия семьи и детского сада по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, что способствует развитию чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, к истории родного города. Это существенно обогащает содержание работы по формированию и развитию интереса детей к культурному наследию и достопримечательностям родного края.

Основываясь на этом, мы убеждены — содержание работы педагогов и родителей по ознакомлению детей с историческими объектами Новосибирска, будет способствовать единению семейных поколений, развитию, совершенствованию чувства патриотизма, духовности старших дошкольников и их родителей.

В образовательных программах дошкольного образования основные цели в работе с детьми по направлению «Познавательное развитие» определены следующим образом: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности».

Наряду с традиционными методиками для развития познавательной сферы детей в дошкольных учреждениях используем инновационные педагогические технологии. Мы считаем, что наиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности расширению познавательной сферы детей дошкольного возраста, является метод макетирования.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.

Макетирование – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.

В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребёнка.

Ребёнок в процессе использования макетов в игре начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных, пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие независимо от действий и желаний самого ребёнка.

Игра с макетами, отражающими исторические достопримечательности родного края является более высокой степенью развития познавательной сферы детей, она востребована детьми и способствует «…Формированию гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Значимость этой работы заключается в том, что, познавая историю своей семьи, родного края, дети и их родители узнают о историческом прошлом и настоящем, у них развивается чувство принадлежности к определённой семейной культуре, сопричастности к событиям, происходившим и происходящим в семье, родном крае, Отечестве. Дети получают элементарные исторические знания, которые влияя на эмоциональную сторону личности, помогают включить духовно-нравственные ценности во внутренний духовный мир ребёнка, что способствует развитию самосознания и мировоззрения, формирует образ малой Родины и Отечества.

Опыт показывает, родители с удовольствием включаются в творческий процесс деятельности посредством макетирования, проявляют интерес к достопримечательностям города, выполняя совместные творческие детско-родительские проекты.

Мы уверены, что — привлечение родителей воспитанников к деятельности в рамках макетирования, будет способствовать важности обратного эффекта.

Заключается он в следующем — дети становятся инициаторами:

  • в выполнении детско-родительских творческих проектов по сбору информации достопримечательностях города
  • в оформлении выставочных детско-родительских творческих работ
  • в посещении выставок, музейных композиций по определенной тематике

И если раньше информация, направленная на формирование нравственно-патриотических качеств личности, шла от старших в роду к младшим, то, в рамках макетирования, через совместное выполнение макетов проецируется — от ребёнка к взрослому – родителям. Мы убеждены, что разобщённость поколений сегодня можно восстановить в таком порядке.

Макет «Детский сад «ПЕЧАТНИК»

В XVII-XIX вв. общественное воспитание детей дошкольного возраста в России существовало в виде благотворительных учреждений по призрению детей подкидышей, воспитательных детских домов при монастырях и церквях; распространено было индивидуальное частное призрение детей-сирот семьями горожан и крестьян. В целом, существовавшая в дореволюционной России система дошкольного воспитания как в народной, так и в дворянской среде базировалась на традиции семейного воспитания. Такая модель воспитания не нуждалась в существовании специальных учреждений.

Идея детского сада-яслей пришла в Россию в XIX в. с первыми симптомами изменения традиционного характера семейных отношений и новой роли женщины в индустриальном обществе.

В Новониколаевске первое учреждение для детей-сирот было открыто 26 мая 1906г. Первые детские сады появились после IIВсероссийского съезда по дошкольному воспитанию 1921г. Один из первых детских садов, появившихся в Новониколаевске (Новосибирске), был детский сад ЖАКТ «Печатник» (заведующая Миронова Ф.). Здание находится г. Новосибирск, на улице Свердлова, д. 19. Двухэтажное деревянное административное здание построено в начале 20-х годов прошлого столетия. Объект расположен в 70 метрах от ул. Красный проспект.

В соседнем аналогичном доме с 1917-1918 годов располагались типографии первых революционных изданий Ново-Николаевска- «Свободная Сибирь», «Дело революции», «Советская Сибирь».

Внешний вид здания и внутренняя планировка в настоящее время, практически не изменены. В связи с этим, мы приняли решение создать макет детского сада «ПЕЧАТНИК», для ознакомления детей с историей родного края.

Цель: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре малой родине- городу Новосибирску, его достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи:

  • познакомить с культурными ценностями и традициями города Новосибирска (историческое прошлое, достопримечательности, традиции)
  • приобщать детей к истинно человеческим ценностям, традициям, формировать у них эмоционально-ценностное отношение к объектам социальной действительности
  • формировать целостную картину мира, давая представление о связи времен, поколений и культур
  • способствовать развитию бережного отношения к городу, его природе, достопримечательностям, культурным ценностям
  • воспитывать у дошкольников чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год