ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА ПРОГУЛКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ |
Познание | |||
Автор: Кибукевич Марина Алексеевна | |||
15.06.2023 07:56 | |||
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА ПРОГУЛКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ Аннотация: Автор статьи рассуждает на тему того, как экспериментирование влияет на познавательную активность детей. Обдумывая данный вопрос, автор делает вывод о том, что проведение экспериментов во время прогулки – это эффективное средство развития познавательной активности дошкольников. Ключевые слова: экспериментирование, познавательная активность, поддержка инициативы, новые знания. Экспериментирование по праву считается одним из самых эффективных способов познания окружающего мира для детей любого возраста. В процессе экспериментирования ребёнок открывает новые знания, изучает явления, процессы, которые характеризуют окружающий мир. Такие сведения необходимы воспитанникам для составления целостной картины мира, расширения кругозора, возникновения первоначального интереса к точным наукам, где возможно проведение различных экспериментов.
Одной из основных задач современного педагога в ДОУ является развитие у ребёнка познавательного интереса, который в последующем поможет ему обрести новые знания, осваивать умения и навыки. Для этого необходимо создавать благоприятные условия, такие, чтобы у ребёнка была возможность взаимодействовать с предметами, манипулировать ими, проделывать самостоятельные эксперименты и эксперименты по инструкции воспитателя. Тяга к экспериментированию свойственна всем детям, поэтому привлечь их к этой деятельности довольно легко, если учесть, что их активность итак находится на высоком уровне. Конечно, хотелось бы отметить, что эксперименты не всегда должны проводиться в процессе образовательной деятельности. Они могут стихийно проходить во время режимных моментов (например, во время умывания можно провести эксперимент с водой, который займёт пару минут), во время самостоятельной деятельности, во время прогулки. Именно вопросорганизации экспериментирования во время прогулки хотелось бы осветить конкретнее. Улица для ребёнка – это целая лаборатория. На улице он открывает для себя огромное количество различных природных материалов: песок, вода, камни, палочки, лёд, снег и т.д. Это и многое другое можно использовать в процессе проведения экспериментов. Нужно отметить, что инициатива проведения экспериментальной деятельности может исходить не только от педагога, который подготовил эксперимент, необходимый для решения ряда образовательных задач, но и от самого ребёнка. Важно здесь поддержать инициативу, привлечь к эксперименту других детей, помочь ребёнку расширить опыт, сделать его более ёмким, а значит, более информативным. Конечно, необходимо научить ребят делать выводы из опытов, анализировать действия, проделанные в эксперименте. Итак, чтобы организовать эффективную экспериментальную деятельность на улице, прежде всего, необходимо привлечь внимание детей. Сделать это можно при помощи сюрпризного момента, с появлением какого- либо героя, а можно призвать детей к совместным играм колокольчиком, бубном и т.д. Когда группа в сборе, необходимо ввести воспитанников в курс дела, рассказать, что натолкнуло вас на мысль провести эксперимент на улице. К примеру, перед прогулкой прошёл небольшой дождь. Песок, покрывающий часть площадки, стал мокрым, в таком состоянии ему можно придать какую-либо форму. После чего можно открыть песочницу, песок в которой был защищён от дождя. Там он остался сухим, сыпучим. Он не может принять форму ведёрка, в которое его накладывают дети, просто рассыпается. После того, как дети провели эксперимент, воспитателюнеобходимо помочь им сделать выводы: сырой и сухой песок имеют совершенно различные свойства. В заключение стать хотелось бы подвести итог и отметить, что познавательный интерес в разы увеличивается, когда ребёнок участвует в процессе экспериментирования на прогулке. После того, как педагог покажет детям способы взаимодействия с окружающими предметами, дети будут пробовать проводить эксперименты и самостоятельно, узнавая всё новые факты об окружающем мире и его явлениях. Список использованных источников:
|