«Экспериментально-исследовательская работа по размножению и выращиванию комнатных растений» |
Познание | |||
Автор: Гиматдинова Ольга Евстафьевна Киямова Дилафруз Асамиддиновна Морозова Ольга Александровна | |||
10.06.2023 12:23 | |||
«Экспериментально-исследовательская работа по размножению и выращиванию комнатных растений»
МАДОУ №293, г. Казань Опыт работы В силу возрастных особенностей, дети всегда готовы заинтересоваться всем новым в окружающем мире. Познавая природу, ребенок получает знания о природе, овладевает новыми умениями и навыками. У ребенка формируется доброе и заботливое отношение к природе. Воспитание экологической культуры не реализуется само по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность. Огромное значение для этого имеет экспериментальная работа с детьми, которая вызывает у ребенка интерес к исследованию мира, природы и развивает способность мыслить, стимулируя познавательную активность и любознательность.
Мы занимаемся экспериментально- исследовательской деятельностью в экологическом воспитании несколько лет. Проанализировав опыт за много лет, пришли к выводу: пробуждать у детей любовь к природе, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание увидеть конечный результат помогает экспериментальная работа по «Экологическому воспитанию», которую начали уже в младшей группе. Все вы знаете, что основной метод познания окружающего мира в младшей группе- это наблюдение и выполнение определенных поручений. Мы начали свою работу с наблюдения с малышами по формированию представлений о комнатных растениях, усложняя задачи по уходу за ними от полива до протирания листьев, затем привлекали детей к совместному труду в уголке природы. В младшей группе много внимания уделяли играм с природным материалом, и ознакомлению детей с сезонными, природными явлениями, используя дидактические игры: «Цветок-огонек», «Ярко цветит солнце», «Тучка, тучка серая», где учила детей несложному описанию внешнего вида растений, описанию характерных признаков явлений природы, а также работе с природным материалом. Заинтересовавшись опытом по выращиванию растений из части листочка цветка «Сансивьера», мы решили попробовать провести его с малышами. Мы с детьми приготовили горшок с песком. Обрезали кусочки листика длиной 5-6 см и высадили их в песок, объясняя детям свои действия, вызывая у них интерес. Закрыв стеклянной банкой поставили в теплое, светлое место ежедневно наблюдали за нашим цветком, поддерживали интерес к уходу. Через некоторое время дети заметили, что наша «Сансивьера» дала корешки и молодые побеги; рассмотрев растение мы вспомнили, о процессе посадки. Нас порадовало то, что дети радовались и сопереживали результату. При выполнении с детьми простейших поручений, нам важно было научить их видеть, слышать, наблюдать природу растений, но с каждым днем нас и наших детей увлекла экспериментально- исследовательская работа по размножению растений, выращивание их из листиков, клубней, черенков. В средней группе путем черенкования мы посадили в горшок герань и традесканцию. Заранее приготовив горшок, мы сделали отверстие на дне, наши дети уже знали для чего это нужно. Дети приняли активное участие в подготовке земли, правильно укладывая ее, производя полив. Внимательно выслушали наше объяснение о правилах посадки черенка «Герани»; в середине горшка палочкой нужно сделать небольшую лунку посадили черенок до первого листа, а затем легонько прижали землей вокруг черенка. Поместив герань в уголок природы, дети ежедневно вели наблюдения, и дежурные рассказывали об изменениях, происходящих с цветком. С нетерпением ждали, когда герань наберет цвет. а когда расцвела наша герань, было много радости. Тем самым мы с детьми увидели конечный результат нашей работы, из черенка мы вырастили красивый цветок. А в старшей группе ранней весной мы внесли в группу цветок «Глоксинию», которую мы осенью убрали в темное, прохладное место. Дети каждыйдень подбегали к горшку с цветком ждали, когда появится росток. Также мы с детьми не забывали подкармливать наши цветы, знакомили с правилами подкормки. Нам эта работа самой очень интересна так, как в процессе таких опытов формируются у детей элементарные понятия и умозаключения. И не так давно мы узнали о модульной технологии образования. Модуль – это практическая деятельность детей, направленная на определенный результат, который понятен детям, связан с игровой мотивацией и сюжетно оформлен. Захотелось это осуществить на практике. Так родился экологический модуль «Вырастим фиалку сами» (Сенполия). Техника выращивания сводилась к тому, что у листика аккуратно обрезали черешок, затем листик клали лицевой стороной вниз на песок, прижимали скрепкой и осторожно надрезали центральную жилку. Коробку закрывали но не плотно, по мере высыхания увлажняли. Результат заносили в дневник, через некоторое время листок укоренялся, появлялась розетка и выросла вот такая фиалка. Дети, познакомившись еще с одним из способов размножения, проявили к нему интерес. Когда фиалка расцвела стали показывать родителям, сочинять стихи, сказки. А потом решили смодулировать цветок фиалку, используя технику квилинг и плетение из бисера. Для формирования познавательного интереса к миру растений мы используем такие эксперименты как «Дыхание растения», это, когда цветок накрыт банкой и появляются капельки воды на стенке. Проводим опыты, используя лупу «Что внутри растения», также дети рисуют символьные рисунки, например, (движение растения за солнцем), составляют кроссворды. Рассказываем детям сказки экологического содержания, с последующим рассматриванием картинок, растений, бесед, игр-перевертышей (семенное размножение растений с помощью муравьев) или «Добрые дела маленькой феи» (лекарственные растения). Родители в нашей группе являются полноправными участниками в образовательном процессе, так как они понимают, что это необходимо для их собственного ребенка, и не остаются в стороне от экспериментальной работы. В этом году подготовили индивидуальные семейные проекты, которые посвящены миру растений. В своей работе мы используем различные формы работы с родителями, например: предлагаем сочинить сказку вместе с папой и мамой «Что такое сорняк?», создать композицию цветов и.т. д. экспериментально-исследовательская работа интересна и полезна для развития любознательной и познавательной активности детей не зависимо от возраста.
|